arrow_back

Сборник методических рекомендаций педагогическим работникам и специалистам в области внедрения антинаркотических профилактических программ и технологий

Методические рекомендации подготовлены в рамках выполнения мероприятия государственной программы Калининградской области «Образование», п.2.5 основного мероприятия «Организация профилактики у обучающихся деструктивного и асоциального поведения, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних» подпрограммы 2 «Воспитание» плана реализации государственной программы Калининградской области «Образование на 2023 год.

Методические рекомендации по профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними могут быть полезными в практической работе с подростками, родителями, педагогами. 

Данные рекомендации составлены педагогами-психологами Государственного автономного учреждения Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» для педагогов- психологов, социальных педагогов, советников директоров, классных руководителей, учителей.

 

Использование в педагогической практике методических материалов «Навигатор профилактики девиантного поведения» в решении сложных или нестандартных ситуаций в случаях социальных рисков и предупреждения отклоняющегося поведения обучающихся. 

Составитель педагог-психолог Безручкина О.В.

Проблема отклоняющегося поведения в последние годы является предметом обсуждения как на государственном уровне, так и в профессиональном сообществе различных специалистов, работающих в сфере детства и системе профилактики правонарушений несовершеннолетних. Чаще всего с данным социальным феноменом сталкиваются работники системы образования, так как девиантное поведение имеет свою траекторию развития и может начинаться еще в начальной школе и достигать максимума у обучающихся подросткового возраста. При этом в динамично меняющемся мире возникают новые виды девиаций и социальных рисков, требующих поиска адекватных методов профилактической, коррекционной и реабилитационной работы.

В целях обеспечения реализации прав обучающихся на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в образовательной среде и принятия дополнительных мер по предотвращению различных видов отклоняющегося поведения в педагогической практике, в воспитательной работе применяется единый алгоритм методических рекомендаций (памятки) «Навигатор профилактики девиантного поведения. 

Методический материал - памятки «Навигатор профилактики» по различным видам девиантного поведения обучающихся был разработан коллективом специалистов факультета юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ. 

Пакет методических разработок включает в себя: 

1. Инструкция к Навигатору профилактики и памяткам по различным видам девиантного поведения. 

2. Навигатор профилактики. 

3. Памятка по социально-психологической дезадаптации. 

4. Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению. 

5. Памятка по рискованному поведению. 

6. Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению. 

7. Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению. 

8. Памятка по агрессивному поведению. 

9. Памятка по делинквентному поведению. 

 

Памятки и алгоритмы действий – «Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся» разработаны для педагогов, классных руководителей и других специалистов образовательных организаций. 

Пакет материалов рекомендован для использования при проведении педагогических советов, психолого-медико-педагогических консилиумов, организации работы Советов профилактики и размещения в учительских и методических кабинетах. Общий алгоритм включает действия в рамках межведомственного взаимодействия специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Все виды отклоняющегося поведения и их основные признаки включены в цветовую индикацию, которая выполняет функцию своеобразного путеводителя по памяткам. 

Виды отклоняющегося поведения дополнены формами проявления, указаны также основные признаки девиантного поведения, которые включены в цветовую индикацию, выполняющую функцию своеобразного путеводителя по памяткам. Среди новых форм добавлены признаки рискованного поведения онлайн, не суицидального самоповреждающего поведения, риска нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния и специальный алгоритм действий). 

Обобщенные признаки дают возможность соотнести их с тем или иным видом отклоняющегося поведения, каждый из которых имеет определенный цвет и номер, что позволит вам достаточно быстро найти нужную памятку по цвету и номеру. Общий алгоритм действий может быть использован вами и другими специалистами образовательной организации в процессе профилактической работы с детьми, подростками и их родителями.

            Главными людьми в жизни ребенка являются родители, поэтому важно постоянно поддерживать с ними контакт, развивать отношения сотрудничества и в каждом конкретном случае вырабатывать способы решения трудных ситуаций с их участием с учетом действующего законодательства. Предложенные в памятках алгоритмы действий педагогов и иных специалистов учитывают не только психологическую, психолого-педагогическую и социально-психологическую специфику поведенческих проблем, но также и правовой контекст в процессе реализации комплексной помощи детям и семьям. 

Навигатор профилактики логически связан с памятками по видам отклоняющегося поведения: 

Навигатор профилактики (серая гамма) - содержит в себе обобщенные признаки различных видов девиантного поведения и общий алгоритм действий классного руководителя, иных педагогов и специалистов образовательных организаций

1. Социально-психологическая дезадаптация (желтая гамма). Сама по себе дезадаптация не является видом отклоняющегося поведения, но может быть в некоторых случаях причиной или следствием поведенческих проблем и трудностей, а также усиливать их. Вы найдете в этой памятке описание более конкретных признаков, причин дезадаптации и сможете сориентироваться в том, как выстроить логику взаимодействия с ребенком, родителями и коллегами в индивидуальной работе. 

2. Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение (оранжевая гамма). В некоторых случаях поведенческие проблемы начинаются не в подростковом периоде, а в более ранних возрастах, преимущественно после 5 лет и до 12 лет.

 При этом речь идет о достаточно стойких проявлениях ненадлежащего поведения, которые требуют не только пристального внимания, но и организации ранней комплексной помощи детям. В данной памятке вы можете ознакомиться с признаками такого поведения, его возрастной спецификой, техниками дифференциации поведенческих проблем от нормативных возрастных особенностей, а также с возможными действиями в рамках профилактической работы с ребенком и его родителями. 

3. Агрессивное поведение (розовая гамма). Буллинг, иные формы агрессии в последние годы проявляются не только в физической реальности, но и в виртуальном пространстве, что в ряде случаев приводит к скрытым, латентным конфликтам, серьезным напряжениям в отношениях и неблагоприятной атмосфере в классе. При этом важно иметь в виду, что в случаях проявления агрессивного поведения важно работать не только с буллером или агрессором, но также и с жертвой, поскольку именно она является пострадавшей стороной и требует не меньшего внимания к себе и своим потребностям. Признакам агрессивного поведения и киберагрессии посвящена данная памятка, и включает возможные действия педагогов в конфликтных и иных ситуациях, связанных с подобным поведением

4. Суицидальное, самоповреждающее поведение (синяя гамма). Одной из острых проблем в настоящее время является суицидальное и самоповреждающее поведение, вызывающее обеспокоенность не только родителей обучающихся и педагогов, но и общества в целом. Такое поведение требует очень тщательного и деликатного подхода к ребенку, поскольку нередко оно сопровождается пониженным настроением, депрессивным фоном и глубокой подавленностью, которая иногда может быть не видна даже опытным специалистам. В данной памятке вы можете сориентироваться в основных признаках суицидального, самоповреждающего поведения, а также в алгоритме соответствующих безотлагательных действий. В памятке описаны также признаки не суицидального самоповреждающего поведения. 

5. Риск нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния) (фиалковая гамма). Данные признаки проявляются в виде враждебности, высказывания мыслей агрессивного характера, интереса к агрессивным играм и контенту в Интернете, замкнутости, сниженного настроения, суицидальных высказываний, рисунков, попыток самоповреждения. 

Это один из самых сложных сочетанных видов девиантного поведения, представляющий собой особые случаи общественно опасных деяний несовершеннолетних. В памятке представлены 3 группы критериев изменений в поведении детей, которые могут свидетельствовать о риске нападения обучающегося на образовательную организацию (по данным ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России), специальный алгоритм действий классных руководителей, иных педагогов и специалистов образовательных организаций в рамках профилактики правонарушений, включающий межведомственный аспект. 

Также описаны защитные факторы, способствующие повышению устойчивости к неблагоприятным факторам и снижению риска потенциальной угрозы общественно опасного деяния, которые могут быть мишенями коррекционно-развивающего воздействия в процессе профилактической работы. 

6. Делинквентное поведение (красная гамма). Правонарушения несовершеннолетних - сложная междисциплинарная проблема, решение которой зависит от целого ряда факторов. При этом существуют достаточно ранние формы начала делинквентного поведения, отличающиеся своими признаками, спецификой проявлений, факторами риска и предохраняющими механизмами, с которыми вы можете ознакомиться в данной памятке. В работе с таким поведением крайне важна слаженность команды специалистов, поэтому желательно в каждой образовательной организации выработать свои стиль, тактику и стратегию оказания комплексной помощи детям и подросткам, а рекомендуемый алгоритм действий представлен на последней странице данной памятки. 

7. Аддиктивное (зависимое) поведение (сиреневая гамма). Существуют разные виды аддиктивного поведения, которые делятся на две обобщенные группы - химические и нехимические виды зависимости. Существуют общие признаки для любого вида зависимого поведения, но также важно ориентироваться и в частных проявлениях, поскольку они иногда могут не быть предметом особого внимания педагогов и специалистов. Именно эти признаки и проявления описаны в данной памятке, включая указание на то, какие срочные меры необходимо принимать в случаях, если ребенок или подросток проявляет признаки аддиктивного поведения. 

8. Рискованное поведение (зеленая гамма). В последние годы активно развиваются и стремительно трансформируются экстремальные виды досуга и спорта, которые достаточно часто связаны с риском, однако пользуются популярностью у подростков, юношей, молодых взрослых, а в исключительных случаях и у детей. Рискованное поведение стремительно трансформируется, появляются новые модные направления и течения, что приводит также к возникновению специфического сленга. Основным формам рискованного поведения, отличительным признакам и вариантам действий классного руководителя, иных педагогов и специалистов образовательных организаций посвящена данная памятка. Следует отметить, что в некоторых случаях за рискованным поведением скрывается суицидальное, самоповреждающее поведение, которое не очень глубоко осознается самим ребенком или подростком, с признаками которого вы можете ознакомиться в соответствующей памятке. В настоящее время данный вид отклоняющегося поведения проявляется также в форме рискованного поведения онлайн, признаки которого добавлены в данную памятку.

            Авторы методических материалов уверены, что «Навигатор профилактики» и 8 памяток по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения и действиям в тех или иных ситуациях помогут специалистам и педагогам в педагогической практике, в решении сложных или нестандартных ситуаций.

Ссылки: МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Инструкция к Навигатору профилактики и описание памяток для классных руководителей, педагогов и специалистов по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения обучающегося ВЕРСИЯ 2022:  https://mopsgmr.ru/wp-content/uploads/2021/07/0.-navigator-profilaktiki.pdf

 

Рекомендации   по организации работы, направленной на профилактику девиантного поведения подростков.

составитель педагог-психолог Безручкина О.В.

 

Подростковый возраст - один из значимых периодов в развитии человека и представляет собой переходный этап между детством и взрослостью. Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет. Он знаменуется развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Подростковый возраст — это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. 

            Подростковый возраст — это также   возраст полового созревания и обычно он характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный. Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание своего характера, смелости и силы духа. Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками: 

- резкое ухудшение поведения, проявляющееся в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воли), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. 

- выраженная противоречивость стремлении и их настойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи; 

- реакция эмансипации – выраженное освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социально зависимости. 

- Реакция группирования со сверстниками, которая представляет собой оборотную сторону предыдущей. Эта реакция, при всей своей кажущейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков. 

- Особенности характера подростков, в частности, выраженность в этом возрасте так называемых акцентуации характера. При этом несовершеннолетний ребенок часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.

Девиа́нтное поведе́ние (лат. deviation — отклонение) - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Девиантное поведение– один из видов асоциального отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микро социальных отношений (семейных, школьных). Оно проявляется в демонстративности, агрессии, отклонении от учебы. Это могут быть уходы из дома, бродяжничество и даже попытки суицида. Для такого поведения характерно употребление алкоголя, ранняя наркотизация, антиобщественные действия сексуального характера.

Девиантное поведение проявляется в действиях, противоречащих общепринятым в обществе нормам морали и права. Девиантное поведение молодежи в процессе своего формирования связано с разрушением общественно-полезных отношений, личных связей в семье, образовательном учреждении. 

Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы. Такое поведение не влечет за собой уголовной ответственности из- за ограниченной общественной опасности или недостижения возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Оно проявляется в оскорблениях окружающих, побоях, поджогах, садистских действиях, мелких кражах, вымогательстве, распространении и продаже наркотиков.

Криминальное поведение - противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела, и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.

Аддиктивное поведение - один из видов асоциального отклоняющегося от нормы поведения, характеризующееся бегством от существующей реальности: бегство в тело (анорексия, булимия), в работу (трудоголизм), в одиночество, в фантазии (игры), в религию, в секс, суицид, употребление ПВА. Нельзя забывать, что употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Патохарактерологическое поведение (расстройство личности и акцентуация характера) и психопатологическое поведение (бредовые, навязчивые идеи, галлюцинации) - негативные формы девиаций. Такое поведение дезорганизует общественную систему, подрывает ее основы и наносит значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. 

Выделяют следующие факторы, которые влияют на возникновение девиантного поведения: 

Биологические факторы. Влияние биологических факторов до сих пор спорно. И не потому, что нет такого влияния, а потому, что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента, повреждения головного мозга, органические заболевания мозга, особенности нервной системы, незрелость нейронной сети.

Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.

-  Неблагополучная ситуация в семье, перенесенное насилие.

- Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания).

-Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

- Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.

-Трудности в общении со сверстниками на улице.

-Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее

-Тревога и напряжение в общении по месту учебы.

-Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к  себе. 

- Навязчивые формы поведения; переедание, компьютерная зависимость, игромания.

-Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям

-Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.

Психологические факторы девиантного поведения:  

 -нарушения психического здоровья или личностные особенности, которые мешают адекватному взаимодействию с окружающим миром. Психологические проблемы могут быть связаны с травмами, стрессом, депрессией, психозами и т.д. Ребенок с психологическими проблемами может иметь низкую самооценку и слабый контроль над своим поведением. 

Профилактика девиантного поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. 

             Школа является важным фактором, который может способствовать предупреждению развития девиантного поведения несовершеннолетних.

            Профилактика девиантного поведения заключается:

-  в выявлении и пресечении случаев жестокого обращения с подростками;

-  в оказании помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,

-  в обеспечении и защите конституционных прав несовершеннолетних;

-  в оказании помощи по предупреждению правонарушений;

-  в профилактической работе с семьями учащихся.

Основные направления работы специалистов образовательной организации по профилактике девиантного поведения обучающихся:

Создание гуманистической воспитательной системы, обеспечивающей детям интеллектуальную, социальную, нравственную подготовку, необходимую для жизненной адаптации.
·       Целостность образовательного процесса, повышение воспитывающего   характера обучения и обучающего эффекта воспитания.

·       Своевременное выявление неблагополучных семей, тесное продуктивное взаимодействие школы и семьи.

·       Формирование у педагогов навыков конструктивного взаимодействия с подростками «группы риска».

·       Создание форм просвещения родителей по актуальным проблемам коррекции отклоняющегося поведения у детей и подростков.

·       Недопущение немотивированного исключения детей из школы, практики «второгодничества».

·       Совершенствование психолого-педагогической помощи детям с школьной дезадаптацией.

·       Работа по формированию и поддержанию стремления детей и подростков к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими и санитарными знаниями.

·       Развитие сети дополнительного образования, предоставляющей возможности для воспитания, развития творческого потенциала, самоопределения и самореализации подростков.

·       Организация оздоровительных мероприятий для подростков.

·       Развитие системы учебных курсов по вопросам правоведения.

·       Организация досуговой деятельности подростков, формирование системы нравственного воспитания.

·       Профориентация и трудовое устройство.

·       Пропаганда и распространение среди детей здорового образа жизни.

·       Оказание социальной помощи семьям.

 

Виды помощи подросткам девиантным поведением

Информационная помощь: информирование подростков о правах и обязанностях, о необходимости выполнения установленных социальных норм через систему правового обучения, литературу, средства массовой информации, кинопроизведения культуры.

Социально-профилактическая помощь: выявление и устранение основных причин и условий возникновения негативных явлений.

Социально-педагогическая помощь: восстановление и коррекция качеств личности  подростка с отклонениями в поведении. Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально приемлемых форм поведения. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой работы, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Надо помнить, что для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной (значимой) группой в этот период. Если ближайшее окружение имеет асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой.

Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Вся работа педагогов должна быть направлена не только на усвоение знаний обучающимися, но и на организацию воспитательной работы. Для этого необходимо наладить сотрудничество с подготовленными кадрами -психологами, социальными педагогами.

Основные правила профилактики по преодолению трудного поведения у ребенка:  

-  Персональное внимание, интерес и любовь к каждому ребенку. 

-  Учитывать потребности и интересы ребенка. 

-  Организовать правильный режим учебы и отдыха. 

-  Необходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п.

-  В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным. 

-Обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал   не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших;

-  Вовлекать подростков в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности;

Подросток делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. 

Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и   реализовать их?

Для этого необходимо организовать ребенку ситуацию успеха, оказывать помощь в преодолении таких трудностей, как:

Трудности в учебной деятельности

Алгоритм действий:

- Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех. В первую очередь обращаемся к наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, психологу, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом с помощью учителей- предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время необходимо наблюдать за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи, все наблюдения можно зафиксировать в журнале наблюдений.

Отсутствие прочных социальных связей.

Речь идет об отсутствии прочных социальных связей в семье, школе, в классе. Сложившаяся ситуация может спровоцировать желание противостоять чему-либо, вызывать чувство безнадежности или сильному стремлению к независимости; трудностям в развитии близких взаимоотношений, отчуждению от взрослых, отдалению от коллектива сверстников, и это может способствовать поиску поддержки на стороне. Подросток может поддаться влиянию со стороны криминального окружения.

Алгоритм действий:

1.         Групповое изучение класса (сбор информации; изучение структуры классного коллектива и др.)

2.         Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

1.         Анализ полученных данных, выявление причин отклонений. 

2.         Определение основных направлений работы с детьми, родителями,

педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении)

3.         Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.

4.         Реализация плана работы, применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

5.         Анализ динамики развития, корректировка программы развития.

Трудности в поведении подростка.

Причинами трудностей в поведении могут быть:

-гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою   активность и инициативу;

-неудачно выраженное стремление к самостоятельности;

-неправильное понимание упрямства как проявления силы воли;

-желание противостоять подавлению личности.

Алгоритм действий:

-Сделать привлекательным пребывание в школе.

 -Включать ребенка в коллективную деятельность необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела.

-Дать почувствовать, что подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить. 

-Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, воспитанников и одноклассников. 

-Помочь не поддаваться возникающим чувствам. 

-Искать пути согласия с окружающими. 

Агрессия в поведении ребенка.

Причинами такого поведения могут быть:

- психическое заболевание;

 -влияние социальных причин и, главным образом, влиянием воспитания и психологии того макросоциального коллектива, который окружает   ребенка.

-неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным.

- желание отыграться за собственные обиды или душевная травма.

- боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению.

Алгоритм действий:

Чем же можно побороть жестокость у подростков?

-  только доброжелательным отношением, воспитанием,

-  только развитием культуры,

-  только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью.

-  взрослым, работающим с подростками, необходимо контролировать собственное поведение, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не  превращать своих детей в злопамятных мстителей.

Лживость, воровство в поведении несовершеннолетнего.

                     Причины:

-  стремление привлечь к себе внимание;

-  боязнь наказания или желание «прикрыть» товарища. 

-  недостаток любви и тепла;

-  недостаточная этическая воспитанность или избалованность;

-потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, 

-испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости;

- желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен;

- зависть.

Алгоритм действий:

-уважение к правдивости ребенка. Убеждать ребенка, что лживость – презренное качество человека. 

- понимание, что «Добро воспитывается добром, а зло — злом».

-Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью.

- Взрослый сам должен быть примером честности и искренности. 

-Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.

Рекомендации педагогам, специалистам по проведению профилактической работы с родителями.

Первичными профилактическими мероприятиями, направленными на семью ребенка, осуществляются в образовательной организации.  Они проводятся через следующие формы:

- Консультативная форма работы (консультирование родителей (их законных представителей) по вопросам воспитания ребенка, по учету психологических особенностей развития и поведения несовершеннолетнего, по вопросам детско-родительским отношений и др.).

- Информационная- проведение бесед, лекций с приглашением специалистов службы сопровождения.

- Интерактивная – это могут быть тренинги, занятия с родителями с включением активных форм работы, ролевые игры и др.

Одной из наиболее доступных форм проведения профилактических мероприятий с родителями могут быть лекции -беседы.

Целевое назначение такой формы работы является – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах исправления поведения ребенка и создание оптимальных условий воспитания в семье; актуализация ответственности у родителей за воспитание детей их личностное развитие; развитие у родителей понимания значимости проблем, связанных с трудностями поведения несовершеннолетних, риском их приобщения к употреблению психоактивных веществ. 

Направления работы с родителями по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних:

1. Формирование активного отношения родителей к риску возникновения девиантного поведения в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок. 

2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье. 

3. Оказание помощи семье, когда у несовершеннолетнего ребенка отмечаются первичные признаки отклоняющегося поведения (например, начал злоупотреблять психоактивные вещества, наличие аддиктивного поведения – интернет-зависимости и др.).

4. Оказание помощи в осознании собственных личностные, семейные и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье. 3.Определить направление и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов. 

5. Определение направления и стратегии развития личностных ресурсов у детей. (Как взаимодействовать с ребенком так, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись? Как делать семью социально-поддерживающей, а не социально-подавляющей системой?) 

6. Оказание педагогической и психологической помощи родителям (их законным представителей) в реализации воспитательного потенциала семьи.

Дополнительным ресурсом для родителей (их законных представителей) в преодолении трудностей в поведении несовершеннолетних - является служба экстренной психологической помощи Детский телефон доверия:

- это консультирование родителей, детей, подростков, педагогов по вопросам трудностей в поведении несовершеннолетних подростковых зависимостей от психоактивных веществ; 

- оказание психологической помощи детям и подросткам по разрешению конфликтных ситуаций в семье, школе, ее сверстниками; 

- правовая помощь несовершеннолетним и их родителям; 

- консультации для переживших любой вид насилия; 

- психологическая помощь несовершеннолетним по проблемам обучения, межличностных взаимоотношений, детско-родительским взаимоотношениям.

Примерные вопросы для обсуждения с родителями проблем профилактики девиантного поведения и информирования родителей по данной проблеме:

· Что нужно знать родителям о возрастных психологических особенностях ребенка?  Причины с отклоняющегося поведения несовершеннолетних?  

· Что необходимо, чтобы предупредить риски возникновения девиантного поведения ребенка?  

· Какие изменения в поведении подростка должны насторожить родителей?

· Как вести себя в ситуации, если вы видите трудности в поведении несовершеннолетнего ребенка?  

· Где получить достоверные сведения о наркомании? 

· Где можно получить квалифицированную психологическую медико-социальную помощь?

В профилактических беседах столь же актуальным является обсуждение последствий правового характера: задержание милицией за употребление в общественных местах спиртных напитков или ПАВ; поведение, повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие; угроза возбуждения уголовного дела за то или иное правонарушение.

Рекомендации, которые педагоги могут использовать в работе с родителями по вопросам предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних 

1. Общайтесь друг с другом. Общение — основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком 

2. Выслушивайте друг друга Умение слушать — основа эффективного общения, но делать это не гак легко, как может показаться со стороны.

            Умение слушать означает: быть внимательным к ребенку; выслушивать его точку зрения; уделять внимание взглядам и чувствам ребенка; не надо настаивать, чтобы ребенок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо не желательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом...» или «Что ты об этом думаешь?» 

3. Ставьте себя на его место Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если Вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

4. Проводите свободное время вместе. Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребенком совместный досуг или совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.

5. Поддерживайте дружеские отношения с ребятами, с которыми чаще всего общается, дружит ваш ребенок. Очень часто несовершеннолетние поддаются влиянию сверстников, например, впервые пробует психоактивные в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того, в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, употребляют алкоголь и другие психоактивные вещества. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому важно в этот период — постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребенка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путем внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом, вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь -своему ребенку. 

6. Помните, что ваш ребенок уникален. Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. Это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. 

7. Подавайте пример собственного поведения (здесь очень важен родительский пример), постарайтесь быть авторитетом для своего ребенка. Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей.

Какие материалы можно использовать в профилактической работе:

Сайт: Министерство просвещения РФ, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей:  https://fcprc.ru/webinar
Сайт: РосПодрос: https://rospodros.ru/?ysclid=lo02lb4k43577335436
Сайт: Портал Родительских Знаний «Всегда Рядом»: https://vsegda-ryadom.ru/?ysclid=lo02qymzto484161822
 

Исследование особенностей формирования девиантного поведения у подростков

Конончук О.Ю., магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Калининграда центра развития ребенка – детского сада № 14, г. Калининград, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0009-0001-9793-7400

e-mail: oxi0524@yandex.ru

 

Ключевые слова: подростковый возраст, девиантное поведение, факторы риска.  

Трансформации, происходящие в период подросткового возраста, являются сложными и важными, прежде всего для самого подростка: происходит интенсивный процесс психического и личностного развития, формируется новое представление о себе, часто возникают конфликты с родителями, проблемы в школе и в общении с одноклассниками, что, в свою очередь, может приводить проявлению поведенческих проблем.

Исследование факторов риска девиантного поведения у подростков позволяет выделить ряд подходов отечественных и зарубежных авторов. Как правило, они ориентированы на выделение внешних и внутренних факторов, в частности – семьи и темпераментных свойств личности. Многие исследователи подчеркивают, что семья и родители могут оказывать значительное влияние на развитие девиантного поведения у подростков. Отсутствие эмоциональной поддержки, недостаток внимания и заботы со стороны родителей, конфликты в семье, наличие насилия или злоупотребления психоактивными веществами, низкий уровень образования родителей и другие неблагоприятные семейные факторы могут стать причиной девиантного поведения у подростков [1, 2, 4].

О.В. Потрубейко отмечает, что установление доверительных отношений, создание благоприятной атмосферы в семье и привитие навыков самоконтроля действительно могут снизить риск девиантного поведения у подростков. Родители, которые уделяют достаточно внимания своим детям и устанавливают открытые и доверительные отношения, способствуют формированию защитных механизмов у подростков, которые снижают вероятность девиантного поведения [6].

Ряд зарубежных исследователей рассматривают связь между моделями семейного воспитания и девиантным поведением подростков. Так, американский психолог Диана Баумринд отмечает, что авторитарный стиль семейного воспитания характеризуется высокой степенью контроля и строгостью со стороны родителей, что может приводить к повышенной агрессивности и неконтролируемому поведению у подростков. В то же время, пассивный стиль воспитания, при котором родители оказывают низкий уровень контроля и мало внимания уделяют воспитанию, также может быть причиной девиантного поведения у подростков. С другой стороны, демократический стиль воспитания, при котором родители предоставляют своим детям возможность участвовать в принятии важных решений и поддерживают открытую и доверительную коммуникацию, может помочь подросткам развивать понимание социальных норм и улучшать их поведенческие показатели [7].

Отдельные исследования находят взаимосвязь между определенными чертами личности и девиантным поведением у подростков. В частности, С.Н. Панцырь и  А.П. Новгородцева с помощью методики опроса и изучения профиля личности (16PF) выявили, что такие черты личности, как невротизм, экстраверсия, низкий уровень доброжелательности, согласованности и открытости опыту могут оказывать влияние на проявление девиантного поведения. Однако, стоит отметить, что такие факторы как образовательная среда, жизненные обстоятельства и их взаимодействия также могут влиять на проявление девиантного поведения у подростков [5].

В исследовании, проведенном Д.В. Лазаренко с использованием методики многофакторного исследования личности Р. Кеттела, отмечено влияние на отдельные аспекты поведения таких черт личности как эмоциональная нестабильность, экстраверсию, невротизм, неустойчивость внимания, нарушение регуляции поведения [3]. 

Материалы и методы исследования. 

Целью нашего исследования было изучение особенностей формирования девиантного поведения у подростков.

Эмпирическое исследование проводилось в одной из школ города Калининграда. В исследовании приняли участие 26 подростков (13 мальчиков и 13 девочек) в возрасте 13-14 лет.

Были проведены следующие психодиагностические методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А.Н. Орел); Методика «Индивидуально-типологический детский опросник» (Л.Н.  Собчик) (ИТДО); Методика «Подростки о родителях» (ADOR) (Е. Шафер). 

Методы обработки и анализа эмпирических данных представлены количественной и качественной обработкой данных, методами математической статистики (двухфакторный дисперсионный анализ).

Результаты исследования

На основании полученных результатов по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, вся выборка была разделена на две группы: экспериментальная группа – подростки, демонстрирующие по результатам диагностики склонность к отклоняющемуся поведению (14 человек, 55%); контрольная группа – подростки, не демонстрирующие по результатам диагностики склонность к отклоняющемуся поведению (12 человек, 45%).

Результаты исследования преобладающих индивидуально-личностных особенностей подростков представлены в таблице.

 

Исследование представлений подростков о родительских установках и методах воспитания контрольной группы, выявило, что подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес, как со стороны отца, так и со стороны матери (3,5±1,6); (3,3±1,2). 

Обсуждение результатов и выводы

У подростков с отклоняющимся поведением выражено стремление к общению и беззаботности, желанию иметь широкий круг контактов. Для подростков характерны тенденции к агрессивности, вспыльчивости, импульсивности, они зачастую действуют под влиянием момента, их эмоции и чувства не имеют строгого контроля. Их поведение связано с эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, неспособностью контролировать импульсивность своих действий. У таких подростков отмечается стремление к самоутверждению. Однако, в то же время, такие подростки при низкой подчиняемости могут проявлять самостоятельность. 

Исследование родительской позиции показывает, что родители, воспитывающие подростков с девиантным поведением, часто не соблюдают последовательность в своих требованиях и нормах. Матери проявляют непредсказуемость в своих психологических тенденциях: с одной стороны, показывают доминирование силы и амбиций, с другой – деликатность и недоверчивость. У отцов отмечается непоследовательность в их воспитательных мерах и проявление противоречивых психологических тенденций в ответ на поведение подростков. 

В отношении отца к подростку выражена враждебность, что проявляется в сверхтребовательности и низкой терпимости к ошибкам, таким образом подростку приходится постоянно находиться в состоянии тревожного ожидания. При этом отец может проявлять эмоциональную холодность и отвержение, его образ дополняется высокими показателями по шкалам автономности и директивности, он стремится к лидерству и завоеванию авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Отец обращает внимание на подростка только в случае его девиантного поведения. 

Подростки отмечают враждебность со стороны матери, которая выражается в агрессивности, чрезмерной строгости в межличностных отношениях, ориентацию исключительно на себя, автономности и директивности. Подростки считают, что им не уделяется достаточно внимания и эмоциональной поддержки, отношение оценивается как снисходительное и нетребовательное, редко высказывается похвала и замечания. По мнению подростков, матери навязывают им чувство вины, постоянные напоминания о материнской жертве и переживаниях, связанных с ребенком при отсутствии отзывчивости и проявления симпатии со стороны матерей. При описании директивности матерей, подростки подчеркивают жесткий контроль и проявление власти со стороны матерей, основанные на их амбициях.

Исследование представлений подростков о родительских установках и методах воспитания контрольной группы, выявило, что подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес, как со стороны отца, так и со стороны матери. Независимо от их исходных ожиданий у родителей положительное отношение к своему ребенку. Подростки отмечают высокий уровень поддержки, внимания со стороны родителей и наличие эмоциональной связи между ними. 

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало, что на формирование девиантного поведения у подростков значительное влияние оказывают особенности семейных взаимоотношений. Продолжение исследования факторов риска девиантного поведения у подростков будет способствовать разработке психопрофилактической программы для подростков с девиантным поведением. 

Список литературы:

1.           Климова А.С. Девиантное поведение подростков в современной России / А.С. Климова, Т.В. Коротаева //Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 3 ч. -2018. - С. 35-36.

2.           Кушка М.Г. Девиантное поведение подростков как искажение семейного воспитания / М.Г. Кушка// Kant. - 2018. - № 2 (27). - С. 98-102.

3.           Лазаренко Д.В. Взаимосвязь черт личности и склонности старшеклассников к девиантному поведению / Д.В. Лазаренко// Вектор науки Тольяттинского Государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2013. - №1 (12). - С. 131–133.

4.           Макшанцева Л.В. К вопросу изучения внешних и внутренних факторов девиантного поведения подростков / Л.В. Макшанцева, М.В. Зотова// Человеческий капитал. - 2019. - № 1 (121). - С. 116-127.

5.           Панцырь С.Н. Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения / С.Н. Панцырь, А.П. Новгородцева// Культурно-историческая психология. -2013. - №2. - С. 64–72.

6.           Потрубейко О.В. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучия семьи / О.В. Потрубейко//Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 174-177.

7.           Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior //Genetic Psychology Monographs. – February, 1997. - 75(1), 43-88. - DOI: 10.1037/h0021464