arrow_back

Рекомендации для родителей и педагогов по теме: «Особенности оказания поддержки несовершеннолетним из семей военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий»

В связи с актуальными событиями, происходящими в нашей стране, прошедшая мобилизация изменила жизнь многих российских семей, отцы, сыновья, близкие родственники которых отправились исполнять свой долг перед Отечеством.

Несмотря на то, что государство предприняло соответствующие меры, направленные на поддержку нуждающихся категорий граждан, семей военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий, несовершеннолетние, у которых мобилизованы родственники, значимые близкие, нуждаются в поддержке и обеспечении условий их гармоничного развития и личностной социализации. 

Взрослым необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок из такой семьи - рассматривается как трудная жизненная ситуация. 

Трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность. 

В такое сложное и напряженное время особое внимание нужно уделять детям, потому что в отличие от взрослых, они не обладают достаточной эмоциональной зрелостью и жизненным опытом, чтобы справиться со всеми нахлынувшими на них эмоциями. Дети, как правило, очень впечатлительны, легко возбудимы и плохо понимают, что происходит, если им не объясняют ситуацию доступным языком.

Рекомендации взрослым по взаимодействию с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с мобилизацией родственников, значимых близких:

- Необходимо учесть, что привычная рутина обладает сильнейшим антистрессовым эффектом. Постарайтесь максимально соблюдать привычный распорядок дня, не внося без необходимости лишних изменений.

- Первым делом помогите… себе. Будьте внимательны к своему состоянию. Не выплескивайте на ребенка или подростка свои эмоции. Они не в силах справиться со взрослыми переживаниями.

- Если ребенок видит ваши слезы и страх, коротко назовите, какие чувства вы испытываете в сложившейся ситуации. Подчеркните, что в тоже время вы остаетесь родителем и позаботитесь о ребенке, защитите его.

- Найдите возможность выразить и осознать свои чувства с самим с собой, с близким человеком, или же у психолога, предстаньте перед ребенком собранным и спокойным. Ребенок воспринимает мир через вас: если хотите помочь ему сохранить душевное равновесие, постарайтесь сохранить внутреннюю устойчивость, эмоциональную стабильность. Будьте бережны к себе.  

- Не пренебрегайте помощью. Родитель, близкий родственник (бабушка, дедушка и др.) должен стараться подходить к ребенку в спокойном состоянии, поэтому если есть в окружении ребенка более одного взрослого, меняйтесь: если один устал, озабочен или решил почитать для пополнения эмоциональных ресурсов – замените, главное не забывать о взаимопомощи.

- Уделяйте ребенку больше внимания: инициируйте общение и контакт первыми: постарайтесь улыбнуться, поймать взгляд, сказать что-то приятное, похвалить ребенка. Больше телесного контакта- взять за руку, обнять, положить руку на плечо – это дает ощущение близости и безопасности для ребенка.

- Проводите больше времени вместе с ребенком: поддерживайте его, используйте возможность находиться рядом, обсуждайте значимые для него события, гуляйте, читайте книги, занимайтесь совместным творчеством, шутите, играйте, давая тем самым то самое присутствие и внимание, которое так необходимо для его нормального развития.

Как успокоить ребенка? Как поддержать его в сложной ситуации?

Одна из важных целей - дать ребенку ощущение безопасности, опоры на взрослого. Создайте атмосферу безопасности, ориентируйтесь на ребенка. Разговаривайте с ним спокойно, простыми словами.
Если ребенка тревожит событие - говорите обязательно. Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально. 
Дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его переживаниям. Если ребенок испугался, назовите его чувство, окажите поддержку («Ты расстроился/ испугался, так бывает, это нормально. Я здесь, я с тобой»). Дайте возможность ребенку поплакать или выразить злость. Сведите разговоры с описания текущих событий деталей на чувства, поговорите о том, что чувствует ребенок. 
Поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов), использование изобразительных материалов (восковые мелки, краски, пастель и др.) – это помогает ребенку отреагировать стрессовые ситуации. 
Посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит актуальные переживания.
Можно обсудить вместе с ребенком и запланировать интересные творческие занятия: «Письмо любви и поддержки»; «Сундук добрых дел»; «О чем я мечтаю?»; «Калейдоскоп интересных идей» и др. 
Повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).
Помогите ребенку выстроить позитивный план на ближайшее будущее, для подростка положительную жизненную перспективу.
Если ребенок проявляет агрессию, постарайтесь переключить его внимание, не подкрепляйте такое поведение. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.
 

На территории нашей страны работают службы, специальные центры поддержки, в которых семьи мобилизованных могут получить помощь. Одним из направлений такой помощи является психологическая поддержка несовершеннолетних и родителей:

 

- Экстренную психологическую помощь детям и родителям обеспечивает служба Детского телефона доверия, работающая под единым общероссийским номером 8-800-2000-122.

- Горячая линия для семей мобилизованных - движение «Мы вместе»

Запущена при поддержке Народного фронта. Волонтеры принимают заявки на оказание юридической, психологической, гуманитарной и бытовой помощи семьям мобилизованных граждан.

8 800 200 34 11 (круглосуточно)  мывместе.рф

 

Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК Безручкиной О.В.