Методические материалы по вопросам психического развития детей (составители Студинская Е.О., Сахарова Е.А., Багрий М.В., Макеева Ю.Ю., 2019 год)
Для понимания и анализа развития ребенка выделяют такие сферы, как когнитивная (познавательная деятельность), аффективно-эмоциональная (Я-концепция и самосознание ребенка), регуляторно-волевая (поведение), соотносимые с разумом, чувством, волей. Это так называемая «трехкомпонентная модель психического развития».
Нижний уровень этой модели- это уровень причин. К этому уровню относят, во-первых, медицинские особенности. Современные исследования показывают, что патология любой системы организма ребенка (центральной нервной системы, эндокринной, соединительно-тканной и др.) может стать фактически первопричиной проблем психического развития. Во-вторых, социальные условия развития, представляющие собой педагогическую или социальную запущенность, образовательную среду, специфику образовательной программы, внутрисемейную ситуацию, межличностные отношения, особенности взаимоотношений с учителем, другими взрослыми, проблемы двуязычия, этнические различия в условиях вынужденного переселения, техногенные катастрофы, климатогеографические условия. В-третьих, сформированность пространственно-функциональной организации мозговых систем. Выявление большого количества левосторонних предпочтений, ситуация неустоявшейся (к определенному возрасту) или смешанной латерализации, как правило, являются признаками, свидетельствующими о недостаточных компенсаторных возможностях ребенка.
К типологии отклоняющегося психического развития относят:
1. Психическое недоразвитие – умственная отсталость.
2. Задержанное развитие – задержка психического развития.
3. Поврежденное психическое развитие – органическая деменция; текущие заболевания головного мозга (эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия, нейросифилис, ревматизм н.с. и др.)
4. Дефицитарное развитие - связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, и рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечнососудистой системы, например, при тяжелых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т.д.).
5. Искаженное развитие – расстройства аутистического спектра (РАС), аутизм.
6. Дисгармоничное развитие - психопатии и патологическое развитие личности, в основе которых лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Особенности детей 6-7 лет.
Что должен знать и уметь ребенок.
Седьмой год жизни очень важный период в развитии ребенка. В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. Идет развитие крупной и мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Происходит ускоренный рост умственного развития. Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий – способностью оперировать различными представлениями в уме. Возраст семи лет является сензитивным, т.е. чувствительным для морального развития. В процессе усвоение нравственных норм формируются сочувствие, заботливость. Этот период благоприятен для педагогических воздействий. Появляется рефлексия – способность осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Ребенок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо. Появляется волевая регуляция поведения.
В семь лет у ребенка начинает формироваться самооценка. В силах родителей сформировать высокую самооценку и веру в свои силы, что способствует хорошей обучаемости и успеху в жизни в целом.
Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. Начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание и память на разных объектах, может вести целенаправленное наблюдение. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить.
К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Старший дошкольник может устанавливать причинно следственные связи, находить решение проблемных ситуаций.
У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффектным средством взаимодействия и регулятором поведения. В высказываниях детей отражается все более богатый словарный запас. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. К этой функции речи стоит проявлять особую заботу, т.к. развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
В период кризиса 7 лет происходит формирование «внутренней позиции школьника». Возникает познавательная потребность, и ребенок готов к обучению.
Если вы сомневаетесь в его силах, сходите на консультацию к детскому психологу, чтобы определить психологическую готовность к школьному обучению.
Особенности поведения детей.
Уважаемые родители!
Обратите внимание на активность вашего ребенка в игре и деятельности. Возможно, вы замечаете, что активности «слишком много», а наряду с ней еще имеются невнимательность, отвлекаемость, импульсивность. Такие особенности не способствуют хорошей концентрации внимания, достаточно долгой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Отсюда – трудности в отношениях с окружающими, детьми и взрослыми, трудности в обучении, низкая самооценка (которая формируется вследствие постоянных замечаний, одергиваний, критики). Речь идет о гиперактивности – «гипер...» - от греч. hyper - над, сверху - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы, «активный»- латинского «a tivus», означает «действенный, деятельный».
Гиперактивный ребенок может доставлять окружающим (родителям, педагогам, другим детям) много хлопот и неприятностей. Но нужно помнить, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».
Особенности, которые помогут понять, идет ли речь о гиперактивном ребенке выявляются путем наблюдения за ребенком в разных ситуациях и на протяжении длительного времени. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.
- Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
- Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенческом возрасте.
4. Очень говорлив (речь беглая, иногда мало понятная).
- Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен. Но поставить диагноз может только врач.
Родители обращаются за помощью к врачу-неврологу. Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Здесь приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми, привить нормы и правила поведения. Гиперактивный ребенок не станет послушным и покладистым, но вполне может научиться жить в мире с окружающими и сотрудничать с ними.
Следующая особенность, на которую обязательно родителям нужно обращать внимание – это агрессивность.
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Исследования семей показывают, что агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
Что касается их собственного мироощущения, агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что окружающие дети могут их бояться и проявлять в их присутствии беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалистов: психолога, врача. Самим родителям необходимо самым тщательным образом проанализировать свои методы воспитания, посетить психолога, чтобы специалист помог родителю с помощью диагностических методик выявить наличие деструктивного воспитательного воздействия. Это поможет родителям выработать новые подходы во взаимодействии с ребенком и им вместе научиться справляться с трудностями.
Следующие перечисленные особенности имеют отношение к понятию «аутичности»- (от греческого - сам) - это крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний (такое определение аутизма дано в психологическом словаре). Родители могут наблюдать у ребенка целый комплекс психических и поведенческих расстройств или отклонений в развитии. Обычно выделяют основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь, коммуникация, социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.
Родителям бывает максимально трудно «увидеть» особенности поведения ребенка, если они (особенности) предполагают, что за этим следует медицинский диагноз. Возможно, родителю нужна поддержка специалистов, чтобы справится с ситуацией принятия нарушений в развитии своего ребенка. Здесь мы говорим о РАС – расстройствах аутистического спектра. Именно несформированность или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, интеллектуального развития – главные проявления этого спектра.
Симптомы аутизма можно обнаружить уже впервые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается «комплекс оживления», характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать маму. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека, он не откликается на свое имя.
Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может испугаться любого предмета: картины на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.
В более старшем возрасте аутичные дети так же кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого взгляда (глаза в глаза), и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми.
От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Они могут долгое время играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует совсем, их развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.
Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда ребенок раскачивается, размахивает рукой, палкой, возит машинку, стучит по мячу и т.д. Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Например, они могут кушать только определенные продукты, ездить на одном виде транспорта и т.д. Результатом резких изменений бывает «уход в себя» либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при неудаче (себя кусают, дергают за волосы). Причем находящиеся рядом другие люди часто не понимают причины резкого изменения в поведении ребенка.
Особенности, которые обращают на себя внимание в деятельности (например, когда ребенок в некоторой степени уже посещает детский сад или школу):
- трудно привыкает к любой новой ситуации, легче себя чувствует в привычной обстановке, долго привыкает к классу и педагогу;
- «лучше» ведет себя на занятии, уроке, чем в самостоятельной занятости;
- ребенку трудно сосредоточится, подолгу удерживать внимание на задании;
- очень неровный темп и продуктивность деятельности;
- развитие познавательной деятельности неравномерно, зачастую интерес к видам деятельности по возрасту не проявляет, но может иметь особые знания или «невозрастные» увлечения, сверхценные интересы;
- в речи прослеживается своеобразие высказываний, оценок, рассуждений;
- по-своему очень привязывается к взрослому (чаще маме), «ревнует»;
- нуждается в перерывах, возможности побыть одному (укрыться, спрятаться).
Это далеко не все характеристики, которые могут быть свойственны детям с РАС. Родителям приходится запастись терпением, они учатся понимать реакции своих детей, в зависимости от смены настроения, обстановки, при воздействии внешних световых и шумовых раздражителей, вкусов, запахов, прикосновений и т.д. Большая совместная работа родителей и педагогов проводится, когда ребенок начинает ходить в детский сад или школу.
Здесь очень важна ранняя своевременная диагностика (медицинская, психологическая, педагогическая) для того, чтобы родители могли опереться на рекомендации врача, психолога и других педагогов, тем самым помочь ребенку в развитии и адаптации в социуме.
Кто такие девиантные дети и в чем заключаются особенности такого поведения детей?
Слово «девиантное» пришло в наш язык из английского, в котором существительное «deviation» означает «отклонение». Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, противоречащее общепринятым правилам или социальным нормам. В нашем обществе это могут быть проявления у субъекта алкоголизма, наркомании, суицидальных наклонностей, склонности к насилию, потребности в совершении хулиганских действий. Все это – особенности девиантного поведения детей или подростков, начиная с возраста 12-13 лет. Предпосылки к девиантному поведению начинают развиваться в глубоком детстве, а своего пика достигают в подростковом возрасте. Почему же так происходит и существует ли определенная группа риска детей, у которых может развиваться девиантное поведение?
Причины девиантного поведения детей.
Причин, почему у детей могут возникать проблемы, вызванные девиантным поведением, существует множество. Рассматривая особенности отклоняющегося поведения детей, можно выделить три вида основных причин, которые способствуют возникновению такого поведения:
· Биологические причины. В этом случае социальной адаптации ребенка могут препятствовать различные анатомические и физиологические особенности его организма: дефекты зрения или слуха, внешняя непривлекательность, изменения во внешности, вызванные травмой и другими причинами. Дети или подростки, непохожие на своих сверстников, вызывают со стороны последних негативное отношение, а в качестве ответной реакции начинают проявлять девиантное поведение.
· Психологические причины. К ним относятся нервно-психические заболевания или пограничные расстройства, которыми может страдать ребенок (диспропорции в уровне и темпах развития личности, резкие колебания настроения, упрямство, чрезмерная самоуверенность и категоричность, сочетающаяся с чувствительностью и неуверенностью в своих силах).
· Социальные причины. Сюда входят дефекты и просчеты в семейном, дошкольном, школьном и общественном воспитании ребёнка. Экономическое положение семей, в которых воспитываются дети, морально-психологический климат в семье, где у ребенка может сформироваться девиантное поведение.
Девиантное поведение детей принято делить на три типа:
• деструктивное (человек причиняет вред самому себе, самопорезы, например, когда имеет суицидальные мысли, действия, наклонности);
• асоциальное (от поведения человека страдает не только он сам, но и другие члены общества, например, употребление психоактивных веществ);
• противоправное (поведение по отношению к другим, прямо запрещенное законом, например, хулиганство, грабеж или изнасилование).
Характеристика детей с девиантным поведением.
В большинстве случаев, девиантное поведение у детей может формироваться в период взросления и перехода от детского к подростковому возрасту. В этот период «трудными» детьми могут стать не только дети из так называемых неблагополучных семей (неполных, семей родителей-алкоголиков или наркоманов), но из вполне обычных. При переходе к «взрослой жизни» происходит бурная перестройка психики ребенка. Меняются и перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие, мир чувств и эмоций. У человека появляются новые черты характера, формируется его темперамент. В этот важный период может окончательно сформироваться девиантное поведение. Оно возникает не по причине генетической предрасположенности, а вследствие неудачной социализации личности. На это также может повлиять социальное окружение вашего ребенка (так называемое «влияние улицы», «дворовые университеты»).
Нужно помнить и о том, что особенности отклоняющегося поведения детей или подростков включают в себя нежелание человека следовать моральным нормам общества. Девиантное поведение детей проявляется в различных формах. Встречается у детей младшего, среднего возраста – 12, 13, 14 лет.
Основными формами проявления девиантного поведения у детей являются:
· курение табака, смесей;
· употребление алкогольных напитков (развитие раннего алкоголизма);
· подростковая наркомания, токсикомания;
· нецензурная брань;
· немотивированные проявления агрессии;
· склонность к бродяжничеству и регулярные попытки убежать из дома;
· склонность к воровству;
· суицидальное поведение;
· сексуальная расторможенность;
· склонность к суициду.
Между многими формами проявления девиантного поведения детей существуют определенные взаимосвязи. Например, подростковая наркомания усиливает склонность к воровству или проявлениям насилия.
Рекомендации родителям ребенка с девиантным поведением.
Начинать профилактику нужно с самого рождения, с детства объяснять малышу, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно присутствие доверия. При этом не должно быть ощущения того, что вы вторгаетесь в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций вы должны объяснять, что проблемы нужно решать, а не бежать от них. Помимо родителей профилактическую работу следует проводить в детских садах и школах. Воспитателям, учителям и школьным психологам следует следить за тем, какой климат в их классе или группе. Важно организовывать различные мероприятия, походы, концерты, всевозможные психологические тренинги таким образом, чтобы проводимые мероприятия были интересны подросткам.
Если помочь девиантному ребенку своими силами не удается, следует обратиться к врачам-неврологам или психиатрам. Они имеют опыт по коррекции девиантного поведения детей с применением различных методов, а в некоторых случаях и нужных лекарственных средств. Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких. Подросток, разумеется, будет совершать ошибки, но он должен всегда знать, что в любой ситуации есть люди, которые в него верят и никогда не оставят одного в безвыходной ситуации. Любите своих детей, умейте слушать, а самое главное – услышьте их!!!
Уважаемые родители!
При выявлении у детей признаков отклонений в психическом развитии вы можете обратиться за консультацией в учреждения:
ГБУЗ «Центр медицинской профилактики и реабилитации
8 (4012) 467912, 536983, отделение профилактики, тел. 8 (4012) 53 63 34;
ГАУ КО для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков», тел.: 8 (4012) 93 45 04;
структурные подразделения:
г. Балтийск, ул. Сенявина, 2а (МАОУ ДОУ детский сад № 1), 8(40145)64 00 83;
г. Правдинск, ул. Комсомольская 2 (МБОУ СОШ г. Правдинска), 89291646030, 89291646032;
г. Зеленоградск, ул. Тургенева, 6 (МАОУ СОШ г. Зеленоградска), 8(40150) 3 11 23;
г. Гусев, ул. Ломоносова, 27 (МАДОУ детский сад № 11), 8(40143)3 18 18;
г. Советск, ул. Жилинское шоссе,7 (МАОУ «Лицей № 10»), 89114500431;
г. Черняховск, ул.Пионерская, 12 (здание общежития Черняховского педагогического колледжа), 8(40141) 3 38 83;
г. Калининград, ул. Коммунистическая, д. 6, 8 (4012) 68 00 32;
г. Калининград, ул. Спортивная, д. 2-4, 8(4012)67 29 77.
МБУ «Гурьевский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие», тел.: 8 (40151) 74 14 47;
МБОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей дошкольного и младшего школьного возраста г. Гусев, тел.: 8(40143) 37241; 8(40143) 37251;
Психолого-педагогическая и социальная служба «Центр сопровождения детей» г. Советск тел. 8(40161) 3 45 51;
МБОУ «Багратионовский районный Центр психолого-медико-социального сопровождения» тел. 8(40156)3 32 24;
ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям», тел.:8(4012)95 73 03;
Детский телефон доверия, работающий под единым общероссийским номером (бесплатно) – 8 800 2000 122;
Детская поликлиника, детский психиатр по месту жительства;
Скорая медицинская помощь – 03;
Скорая медицинская помощь (платная), тел.: 77 79 11;
Телефон «горячей линии» Областной клинической больницы Калининградской области, тел.: 8(4012) 57 84 94;
ГБУЗ ГК Больница скорой медицинской помощи, тел.: 8(4012)46 09 38;
ГБУЗ «Психиатрическая больница Калининградской области №1, тел.: 8(4012)46 33 45, 8(4012)46 37 78
ГБУЗ «Психиатрическая больница Калининградской области №2, тел.: 8(4012) 73 94 48, 8(4012) 73 94 57
Используемая литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М:Альма Матер, 2005.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб, 2009.
3. Дубровина И.В. Психология. М: Академия, 1999.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. СПб, Речь, 2007.
6. Матейчик З. Родители и дети. М., 2000.
7. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Петрановская Л. Тайная опора. АСТ, 2015.
9. Сорокин В.М. Специальная психология – под науч.ред. Л.М.Щипицыной. СПб, 2003