arrow_back

Значение игры для детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - это время, когда у ребенка пластичная психика, он отзывчив и восприимчив к творческой, игровой и познавательной деятельности. Детям очень нравится играть, и взрослые, осознав это, могут использовать игру для достижения взаимопонимания с ребенком. Ведь играя с детьми, взрослые преодолевают свою авторитарную позицию и чувство превосходства над ребенком, развивают в себе детские черты: непосредственность, искренность, эмоциональность.

Игры – прекрасное средство общения ребенка и родителей, в котором отражается система внутрисемейных отношений. В совместной игре детей и взрослых проявляется способность семьи к созданию атмосферы взаимной поддержки. Кроме того, игра является естественным средством для самовыражения.

Известные психологи советской эпохи России отмечали про игру следующее: Леонтьев А.Н. отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. А Выготский Л.С. заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. 

Игра – это один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми.

Общение дошкольника со сверстниками также разворачивается главным образом в процессе совместной игры, которая становится основой для формирования познаний о взаимоотношениях между людьми. Кроме того, игра учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. В ходе игры дети могут научиться доверять друг другу, предвидеть стратегию ролевого поведения, контролировать свои действия, свои желания, свои чувства; преодолевать стремление доминировать, они начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Помимо сказанного игра является и способом профилактики стресса. 
Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями. Играя, дети ощущают безопасность для выражения и исследования внутренних чувств. Главное, что ребенок получает в игре, — возможность взять на себя роль, в ходе проигрывания которой преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Так в игре лучше всего создается безопасная обстановка.

Игра влияет на развитие всех познавательных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе и правила поведения в нем. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности. В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Именно в ней формируются личностные черты ребенка, умение проявлять свои способности, стремление к успеху, самостоятельности и способам находить решения. 

Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Игра закладывает основу для будущей учебной и профессиональной деятельности, помогает в приобретении ребенком новых знаний, умений и навыков. 

Играйте с детьми почаще!

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович