arrow_back

Завладеть вниманием и ритуал засыпания

Родители дошкольников жалуются: 

- Ребенок не слушается, 

- Спать не уложить, 

- Рисовать не хочет, 

- Обводить в детских прописях узоры отказывается, 

- За собой не убирает и т.д.

Давайте вспомним о способе взаимодействия ребенка-дошкольника с миром. Ведущей деятельностью этого возраста является игра. Для решения многих бытовых и каждодневных дел она – незаменимый помощник, отвечающий психологическим особенностям возраста. 

Ситуация: «Ребенка не уложить спать». 

Возможное решение: создать ритуал укладывания спать

Пример: спать зовет мягкая игрушка-собачка: «Я спать хочу, я устал, уложи меня спать! Полежи со мной, а то я так не засну». Важно, чтобы в этой роли была значимая для ребенка игрушка. Говорить сказочным голосом от имени игрушки.   

Пример: приглашать в кроватку от имени подушки, одеяла. Также говорить сказочным голосом (пример того, как могут «говорить» вещи в мультфильме «Гуси-лебеди», 1949 года)

Ситуация: «Ребенок не слышит, когда его зовут (здоровье в норме)»

Возможное решение: использовать прием «завладевание вниманием». Его суть в приглашении ребенка в контакт. К таким приемам относятся приветствия, утренние объятия, установить контакт глазами, позвать по имени, приятное прикосновение. Это способы активации и восстановления связи с ребенком. Ребенок тогда готов более внимательно слушать родителей, потому что чувствует связь с ними, ощущает себя эмоционально более безопасно

Пример: прежде, чем позвать ребенка, который увлечен игрой, кушать, подойдите к нему. Присядьте рядом. Понаблюдайте за его игрой. Спросите о чем-то, связанным с игрой. Назовите ребенка по имени, попросите его посмотреть на вас. Улыбнитесь. Скажите свою просьбу.  

Ситуация: «Ребенок бросил фантик на пол, утверждает, что это не он, убирать фантик отказывается» 

Возможное решение: превратите эту ситуацию в игру

Пример: начать говорить слегка сказочным голосом от своего имени: «Фантик, ты где это улегся! Воспитанные фантики должны лежать в мусорке».  Затем обратитесь к ребенку своим голосом: «Ох какой фантик непослушный. Что будем делать с ним?» Вести с ребенком диалог, привлекая его к решению ситуации с фантиком через такой игровой (драматический) прием. При необходимости можно вместе с ребенком поднять и положить фантик в мусорку. Добавив: «Помни, фантик, когда ты без конфеты, ты должен лежать в мусорке!»

Материал подготовила Елена Александровна Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК