arrow_back

Задержка развития: помощь специалистов

Важность интеллектуального развития ребенка не может быть недооценена. Оно является ключевым фактором для успешного обучения, достижения личных и профессиональных целей в будущем. Многие родители задаются вопросы: а гармонично ли развивается мой ребенок? Или есть задержка? Обращаясь ко множеству интернет-источников в поисках симптомов и обсуждая во всевозможных пабликах развитие детей, нередко родитель самостоятельно «ставит диагноз» своему ребенку, чего делать нельзя. От слова совсем.

Первым шагом должно быть обращение к педиатру. Педиатр проведет осмотр и оценит общее состояние ребенка. В зависимости от симптомов и характеристик ребенка, педиатр рекомендует обратиться к психологу, психиатру или неврологу. 

Психолог проводит различные интеллектуальные тесты, включая вербальные и невербальные задачи, тесты на развитие памяти и внимания - проверка способности запоминать информацию и сосредотачиваться на задачах, проективные тесты - использование неразрешенных стимулов, таких как картинки или слова, чтобы выявить скрытые эмоциональные или психологические проблемы. 

Психиатр выявляет случаи, когда проблемы в интеллектуальном развитии связаны с психическими расстройствами, проявляющимися в нарушениях поведения и общения с другими людьми. 

Психиатр проводит:

  1. Клиническое интервью - беседа с ребенком и его родителями для выявления симптомов психических расстройств.
  2. Психопатологические шкалы - использование стандартизированных опросников для оценки наличия симптомов психических заболеваний.
  3. Наблюдение и нейропсихиатрические тесты - оценка поведения, эмоциональной сферы и когнитивных функций ребенка для выявления нарушений.

Невролог специализируется на проблемах, связанных с нервной системой, и помогает, когда задержка в развитии вызвана неврологическими причинами, часто возникающими в период внутриутробного или раннего развития.

  1. Неврологический осмотр - оценка нервной системы, рефлексов, координации движений и тонуса мышц.
  2. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - регистрация электрической активности мозга для выявления нарушений в его функционировании.
  3. Нейропсихологические тесты - оценка когнитивных функций (внимание, память, мышление) и интеллектуального развития.

Если задержка развития все-таки имеет место быть, то родитель должен знать, что в школах и садах существуют специальные образовательные программы и услуги, помогающие в адаптации и социализации ребенка. Работать с ребенком будут опытные специалисты, которые помогут ребенку развивать свои интеллектуальные навыки и преодолевать задержки.

Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК
Карпузовой Людмилой Викторовной