arrow_back

Зачем развивать мелкую моторику?

Начиная разговор о развитии мелкой моторики, самая популярная фраза, которую специалист произнесет, станет цитата советского педагога В.А. Сухомлинского о том, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Все упражнения для кисти рук, включая раскрашивание картинок и рисование, очень важны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вот несколько причин, почему это так важно:

1. Раскрашивание, лепка, сборка пазлов, игры с бусинами и другие подобные деятельности требуют точных движений пальцев и рук, а это важное умение - контроль движения мелких мышц рук, что требуется при постановке руки для письма и других академических навыков: работа с линейкой и циркулем, складывание бумаги на уроках технологии, правильное держание карандаша и формирование букв и др. 

2. Развитие мелкой моторики важно для выполнения различных задач по самообслуживанию: застегивание пуговиц, завязывание шнурков, использование ножниц и т.д. Эти навыки крайне необходимы ребенку в школе и повседневной жизни. Согласно множеству исследований 50% детей младше 10 лет не умеют завязывать шнурки, хотя возрастная норма достижения этого навыка – это дети 4-6 лет. Некоторым детям может потребоваться больше времени, но не надо прекращать попытки, чтобы ребенок этому научился. Можно использовать стихотворные подсказки:

* Петля, петля – оп, ля!

* Я шнурочки завяжу, бантик всем я покажу!

* Раз шнурок и два шнурок. Завязали узелок!

3. Работа с мелкими деталями, такими как: собирание лего, пазлов, технического конструктора другие технические игры способствуют развитию пространственного мышления, логического и абстрактного мышления, а также креативности. Эти навыки являются важными для развития интеллекта ребенка.


Вот несколько простых и интересных игр, которые помогут развить мелкую моторику у ребенка:

1. Рисование на песке. Наполните плоскую коробку или лоток песком и предложите ребенку рисовать на нем пальцами или кисточкой. Это отличная игра, которая развивает мелкую моторику и тактильные ощущения. Если у родителя есть возможность, можно сделать самостоятельно или приобрести специальный световой стол для песочной терапии.

2. Создание коллажей. Предложите ребенку вырезать картинки из журналов или газет и склеить их на большой лист бумаги. Это поможет развить навыки использования ножниц и точность движений рук. Коллажи делать можно тематические, согласно интересам и увлечениям ребенка, и также ими можно оформлять пространство детской комнаты.

3. Пластилин. Далеко не все дети способны лепить на свободную тему, а потому в интернете можно легко найти пошаговые инструкции по созданию различных фигурок и даже композиций из пластилина (глины).

4. Тематические раскраски. Если ребенок любит рисовать, то проблем с тем, чтобы посадить его за раскрашивание не составит. А что делать, если ребенок не заинтересован в рисовании и раскрашивании? Чтобы мотивировать ребенка раскрашивать, предложите ему раскраски, связанные с его интересами. Если он, например, любит машинки, найдите раскраски с автомобилями. Это поможет сделать процесс более интересным и привлекательным для него. Также ему должны быть доступны различные материалы: карандаши, фломастеры, восковые карандаши, акварельные краски, гелевые ручки.

Учителя начальной школы на родительских собраниях рекомендуют ввести в режим дня ребенка 15-минутный период раскрашивания. Это должно стать регулярной частью расписания, что поможет ребенку привыкнуть к этой деятельности и воспринимать ее как неотъемлемую часть своей повседневного режима. Нужно помнить про похвалу за усилия и за завершенное задание, которая помогает ребенку почувствовать удовлетворение от своих достижений.

Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК
Карпузовой Людмилой Викторовной