Зачем говорить с малышом?
Трудно себе представить развитие личности ребенка вне человеческого общения, страшным примером того являются дети-маугли. Дефицит общения с ребенком пагубно сказывается на развитии детей. Общение - это не только непосредственно вербальный процесс – собственно речевое взаимодействие, но и невербальные: мимика, жесты, эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком, сохраняющаяся на всем протяжении раннего детства.
Важнейшая роль в развитии речи детей раннего возраста отводится взаимодействию со взрослыми, а становление и развитие речевой деятельности и овладение системой языка подвержено воздействию социальных факторов окружающей среды, в которой протекает жизнь ребенка (семья, детский сад).
Без активного участия взрослого затруднено пополнение активного словаря и развитие речи. Это сложный, постепенный процесс, который не протекает в одночасье. Для развития речи необходимы совершенствование фонематического слуха (определение звуков, из которых состоит какое-либо слово), формирование произносительных навыков, накопление словаря, овладение синтаксисом и речевая практика. Начальный этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка, а овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается около трех лет и заканчивается к семилетнему возрасту ребенка.
Ребенок в момент общения должен видеть лицо взрослого, что способствует восприятию ребенком движения органов артикуляции, а речь взрослого, непременно, должна быть образцом для подражания. Взрослый должен контролировать произношение и мимику. Звуки, слоги и слова стоит произносить максимально четко, правильно. Слова, произнесенные эмоционально, с интонацией, привлекают больше внимания.
Не следует думать, что допустимо начать работать с ребенком на год или два позже, посвящать ему время, когда это удобно взрослым. Очень важно понимать, что именно в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает произносить первые слова, нужно уделять ему время и активно участвовать в его речевом развитии: разговаривать с ним, читать сказки и стихи, петь песни, а главное - слушать ребенка.
Хочется отметить, что чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком. К 2 годам малыша понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности ребенка!
Важную роль для формирования речи играют следующие факторы:
а) имитация речи окружающих (попытки повторить какое-либо слово за взрослыми). Для развития активной речи ребёнка крайне важно сопровождать действия ребёнка словами, побуждать его к ответному проговариванию.
б) условия, в которых воспитывается ребенок (спокойная и доброжелательная обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку и полноценное речевое окружение).
Не стоит недооценивать речевое развитие в раннем возрасте, т.к. все речевые нюансы отражаются на жизни ребенка. Низкий уровень речевой активности затрудняет общение с окружающими взрослыми и сверстниками (идет отрыв ребенка от детского социума), создаются препятствия правильному формированию познавательных процессов.
Статью подготовила учитель-логопед ОЦДиК Почтарь Л.С.