Взросление подростков: уверенность в себе и самооценка
Некоторые взрослые думают, что высокая самооценка и уверенность в себе идентичные понятия, но это не так.
Уверенность в себе – это доверие к себе, вера в свои силы, то, что подросток переживает и проявляет в определённых ситуациях. В одном деле он испытывает уверенность, в другом деле он не уверен в себе, поскольку в каких-то делах у него есть знания и опыт, а в других - нет. Уверенный в себе подросток лучше справляется с новыми задачами, осваивает новые навыки и обязанности.
Уверенность в себе – это положительная черта, помогающая по максимуму использовать приобретённые способности и развивать навыки. Она помогает воспринимать трудности в оптимистическом ключе и решать их, стремясь к достижению поставленных целей.
Самооценка же связана с тем, как подросток относится к самому себе. Это внутреннее чувство собственного достоинства, самоценности. Низкая самооценка влияет на цели и способности, и часто способствует снижению уверенности в себе, затрагивая психическое здоровье человека.
Люди с низкой самооценкой как правило чрезмерно самокритичны, требовательны к себе, больше обращают внимания на свои неудачи, а не на успехи. И такой постоянный поток негативизма может способствовать развитию тревоги, раздражительности и даже депрессии.
Что мешает подростку отбросить негативные мысли и заменить их позитивными?
Часто ответ этому – застенчивость – это такое чувство нерешительности, неловкости, неуверенности, непонимания себя, которое возникает во время общения с окружающими людьми. Оно может вызывать дискомфорт как у самого подростка, так и его собеседника. Застенчивость и её проявления мы также можем увидеть и на физиологическом уровне: подросток краснеет, потеет, ему трудно дышать и говорить. Застенчивость свойственна многим людям, но она может стать проблемой, если не проработать ее.
Как родитель может помочь повысить самооценку подростка?
Самооценка влияет на многие стороны жизни подростка: отношения со сверстниками, учёбу, саморазвитие, а в дальнейшем и на поиск любимого дела, создание семьи и др., поэтому важно иметь адекватную самооценку, принимать свои сильные и слабые стороны, не обесценивать себя.
Следует предоставлять ребенку возможность принимать самостоятельные решения, озвучивать свое мнение, иметь личные интересы.
Учите подростка думать о себе в положительном ключе, хвалить себя, показывая пример ребёнку. Например, если у вас что-то получилось удачно, поздравьте и похвалите себя. Говорите о себе хорошо. Важно относиться к себе с добротой и уважением.
Постоянно, но ненавязчиво упоминайте положительные качества и достижения подростка. Учите ребёнка с благодарностью принимать комплименты в свой адрес.
Предложите подростку ежедневно вечером записывать в блокнот три своих полезных дела или достижения.
Научить говорить «нет» при необходимости. Подростки с низкой самооценкой фактически не умеют отказывать другим, так как хотят ощутить свою значимость. Но иногда их просто используют в корыстных целях, что не имеет ничего общего с уважением. Необходимо научить ребенка говорить «нет» в таких ситуациях и помочь распознать недоброжелателей, обсудив с ним конкретный случай.
Если проблема низкой самооценки сохраняется у подростка на протяжении длительного времени, то избавиться от неуверенности поможет психолог или психотерапевт.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович