arrow_back

Всестороннее развитие правильной речи

Как рады родители, когда к концу первого года жизни ребенок начинает произносить первые слова! Обычно слова простые, односложные, такие, как "мама", "папа" или "дай".

В этот момент малыш находится в самом начале своего речевого пути, и чрезвычайно важно ему помогать и его поддерживать.

Дети активно пополняют словарный запас новыми словами и к двум годам могут составить короткие фразы. Словарный запас ребенка очень быстро растет, а понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности самого ребенка. Хочется отметить, чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается, а родители и другие окружающие ребенка взрослые являются надежным поставщиком речевого материала, из которого ребенок черпает требуемую ему информацию.

К трехлетнему возрасту предложение усложняется, малыш уже может задавать вопросы, а в возрасте 3-5 лет речь становится все более понятной для окружающих. Осваиваются основные правила грамматики, и улучшается произношение некоторых звуков.
Основные элементы устной коммуникации — это звуки в речи. К сожалению, не всегда удается произносить звуки нормировано. Нарушение звукопроизношения у детей довольно распространённая проблема, которая может иметь разные причины и проявления.

Важно помнить, что до трёх лет появляются согласные звуки К-Г, В-Ф, Д-Т, Х, Н, Й. Ближе к четырехлетнему возрасту – звуки С, З, Ц, а Ш, Ж, Щ к пяти годам. Звуки Р, Л примерно к шести годам.

Каждый звук имеет свои особенности произношения и акустические характеристики, что позволяет нам различать слова и понимать речь.

Всестороннее развитие речи включает в себя несколько аспектов:

1. Умение четко артикулировать звуки, соблюдать ударения и интонационные особенности языка.

2. Богатый словарный запас, позволяющий максимально точно выразить свои мысли. Развитие лексики также включает умение подбирать синонимы, антонимы и использовать слова в различных контекстах.

3. Правильное использование времен, падежей, склонений и спряжений в произносительной речи.

4. Умение строить предложения различной сложности: простые, сложные и сложноподчиненные конструкции.

5. Развитие активного слушания и ведения диалога. Это важная часть развития речевых способностей, так как речь – это не только передача информации, но и взаимодействие с другими людьми.

Если вы заметили у своего ребенка какие-либо трудности в процессе речевого развития, то рекомендуется обратиться к специалисту как можно раньше. Диагностику речи проводит логопед. Он оценивает состояние речевого аппарата, фонематические процессы, уровень развития речи и когнитивные способности.

Ранняя диагностика и, при необходимости, своевременная коррекции помогут избежать проблем в будущем и обеспечат полноценное развитие речи ребенка.


Материал подготовила учитель-логопед ОЦДиК Почтарь Л.С.