arrow_back

Все дети разные.

Два человека прогуливались и увидели высокую сосну. Первый человек посмотрел на сосну и сказал: «Вот какое это дерево полезное: и воздух кислородом насыщает, и древесина у него замечательная, и в лесу в жаркий полдень дает прохладу. Прекрасное дерево». А вдалеке росла яблоня. Тогда второй человек сказал: «Да, сосна – хорошее дерево, но яблоня – лучше: она кормит человека своими плодами». И тут начался спор какое дерево все-таки лучше. Как мы все знаем, яблоня же дает плоды не круглый год, а сосна делает воздух лучше всегда. Тогда, может, сосна все-таки лучше? Однако, пчелы собирают нектар с цветущей яблони, а потом получается мед. А сосна – это основа для производства бумаги, используется в строительстве».

Такой рассказ о сосне и яблоне может стать красочным примером родителю, который сетует на то, что старший ребенок и умный, и послушный, а у младшего совсем ничего не получается: и учится плохо, поведение не очень. Хорошо, а бывают ли моменты, когда младший ребенок все-таки радует? Может, именно с ним, с таким проказником, больше дружат ребята, может именно к нему обращаются взрослые за помощью. Старший, как яблоня, дает плоды в виде оценок и послушания, а младший, как сосна: его польза поначалу не видна, но она невероятно огромна. Уникальность каждого ребенка в том, что он дает родителю именно то, что должен давать, именно тот опыт, который взрослому необходимо получить. Единственно верный вывод, который напрашивается, — это то, что детей не надо сравнивать! 

Так что бывает, если родители будут постоянно проецировать поведение и развитие одного ребенка на другого, то есть сравнивать?

  1. Доказано, что в семьях, в которых сравнивают старших и младших, растет конкуренция, соперничество и агрессия. Задача же родителя – поддерживать между детьми командный дух, а не конкурентный.
  2. У ребенка, чьим поведением по сравнению с другим ребенком, родители постоянно не довольны, заметно снижается. А это отражается в последствии на способности выстраивать взаимоотношения с чужими людьми, находить друзей, спутника жизни, достигать профессиональных высот.
  3. Комплекс неполноценности – постоянный спутник низкой самооценки. Ребенок, который постоянно слышит, что у него ничего не получается по сравнению с другими детьми, нередко считает себя никчемным, некрасивым. И даже более того, что, если случаются неприятности, считает их справедливым по отношению к себе результатом.
  4. Страхи и безволие. Они выражаются в том, что возникает непреодолимое и навязчивое ощущение, что ничего не получится, как бы не старался, а потому любое дело пугает. А раз страх возникает, то человек рассуждает так, что лучше вообще ничего не делать.

Существуют и другие неприятные последствия постоянного сравнения детей между собой: недоверие к родителям, потеря родительского авторитета, эмоциональная холодность и др. Родителям необходимо помнить, что все дети разные. Уникальность каждого ребенка в том, что он дает родителю именно то, что должен давать, именно тот опыт, который взрослому необходимо получить. 

Материал подготовлен педагогом-психологом 
ОЦДиК Карпузовой Л.В.