arrow_back

Возрастной кризис детей 7 лет. Практические рекомендации для родителей

Подготовила педагог-психолог Багрий М.В.

Уважаемые родители! Знакомы ли Вам подобные ситуации: собираетесь зимой на прогулку с ребенком, а он отказывается от теплой шапки и шубки; нужно не задерживаясь собраться в школу, а сын или дочь вас «не слышит»; готовитесь ко сну, а он играет и балуется.

На протяжении жизни каждый ребенок последовательно проходит закономерные, необходимые этапы развития, в течение которых происходит смена социальной ситуации развития. Здесь возникает новый тип отношений ребенка и взрослого, а, так же, замена одной ведущей деятельности на другую. Мы говорим, уважаемые родители, о возрастном кризисе.

Кризис семи лет является своеобразным переходным этапом между дошкольным и младшим школьным детством. Не случайно говорим «детством». Бывает, что сами родители считают, если ребенок — школьник, значит уже большой. Это мнение ошибочно. Он все еще маленький, но стремительно меняющийся! Следует помнить, что Л.И. Божович называет кризис семи лет периодом рождения социального «Я» ребенка.

Как же меняются дети в этот период. Изменения касаются всех аспектов: физического, поведенческого, психологического.

Физически дети становятся крепче, выносливее. Заметна прибавка в росте, улучшается координация движений. Активная смена молочных зубов на постоянные тоже происходит в это время.

Теперь обратим внимание на поведение. Ребенок вдруг утрачивает детскую непосредственность, наивность. Вы замечаете, что он часто кривляется, манерничает, выступает в роли клоуна, шута. Он может выступать в какой- либо другой, придуманной роли, следовать ей, даже если ситуация этого не позволяет. Отсюда неестественное поведение, смены настроения. Так же могут накаляться отношения с родителями в связи с тем, что ребенок не выполняет их просьбы, капризничает, не реагирует на обращение к нему взрослых (как будто не слышит), проявляет упрямство, требовательность, хитрость. Так же, дети демонстрируют взрослость, ждут, что их похвалят. Изменяется отношение ребенка к своей внешности: прическе, одежде. Они хотят выглядеть как «большие», а не как «маленькие». Получается, что ребенок утрачивает одни формы поведения, но еще не приобрел другие.

С психологической точки зрения важным моментом этого возрастного периода является понимание собственных переживаний. Ребенок знакомится со своим внутренним «Я»: «я добрый», «я сержусь» и т. д. Он начинает ориентироваться в собственных переживаниях. Но владеть своими чувствами ребенок еще не умеет, т.е. сдерживать их, управлять ими. Это умение, контроль придет немного позже, когда центральная нервная система ребенка «дозреет» до определенного уровня. Степень зрелости ассоциативных нейронов (клеток нервной системы) достигнет такого уровня, при котором возможен переход от конкретного мышления к обобщенному (формирование понятий) и, следовательно, даст ребенку возможность переносить регулярные умственные нагрузки, т.е. обучаться, внимательно слушать объяснения учителя, терпеливо выполнять домашние задания.

В данном возрасте впервые появляется совестливость, что напрямую зависит от того, как к ребенку относятся родители, т. е. развивают, способствуют появлению совестливости или не акцентируют на этом внимание.

Напомним, что переживания ребенка обретают для него смысл и возникает новое отношение к себе, появляется самолюбие и самооценка. Растет уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, к своему положению в социуме. В это же время ребенок поступает в школу, где взрослые предъявляют новые требования. В 7-8 лет ребенку приходится испытывать много нового, не всегда просто адаптироваться к изменениям жизни. Возникают конфликтные ситуации дома, с родителями, братьями и сестрами. Ребенок может отказываться ходить в школу, делать уроки и подчиняться дисциплине.

Дело в том, что ваш ребенок взрослеет, постигает себя и свои переживания, усваивает новые социальные роли, ищет свое место в кругу сверстников, одноклассников.

Время, когда ваш ребенок будет переживать кризисный период, не всегда наступает в 7 лет. У кого-то возрастные изменения наступают раньше, например, в 6-6,5 лет, у кого-то позже, в 8 лет. Точных границ наука не определяет, это индивидуальный путь развития.

Пожалуйста, помните, уважаемые родители, что негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание кризиса. Будьте мягче и терпеливее, внимательнее к нуждам ребенка. Ему необходимо дать понять, что вы поможете, если возникнут трудности.

Игры для родителей и детей, которые помогут включиться в совместную деятельность, потренировать «слабые стороны» ребенка.

  1. «Разговор с руками» ( И.В. Шевцова).
    Цель игры: научить ребенка контролировать свои действия. Если ребенок что-то сломал, подрался, причинил кому-то боль можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать глазки, ротик на каждом пальчике, раскрасить их цветными карандашами. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней ( сегодняшнего вечера или, в случае работы с очень активными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
  2. «Слушай хлопки». (М.И. Чистякова, 1990).
    Цель игры: тренировка внимания и двигательной активности. В эту игру лучше играть дома всей семьей (с другими детьми, мамой, папой). Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, все должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
  3. «Ласковые лапки» (И.В. Шевцова).
    Цель игры: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый (мама, воспитатель) объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и прикасаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
  4. «Драка». Это упражнение полезно проводить с тревожными и агрессивными детьми.
    Цель игры: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. Ведущий говорит: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь, а может, не стоит драться? Выдохнете и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»
  5. «Штанга». Упражнение подходит для разных категорий детей.
    Цель игры: расслабить мышцы спины. «Сейчас мы будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу положите на пол, отдохните. Попробуем еще раз».
  6. «Шалтай-Болтай».
    Цель игры: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай». Будем повторять стишок Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» -резко наклоняем корпус тела вниз». Расслабление мышц (релаксация) является как фактором снижения эмоциональной напряженности, так и фактором подготовки условий для перехода от бодрствования ко сну. Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям людей. Регулярное выполнение подобных упражнений, как правило, не требующих длительной подготовки и не отнимающих много времени, поможет детям научиться регулировать свое состояние, обрести состояние душевного покоя и равновесия.

Для того чтобы релаксационные упражнения оказались более эффективными, необходимо соблюдать при их выполнении некоторые условия:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение надо осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.

Дети, если взрослые помогают им в этом, в состоянии овладеть приемами саморегуляции, применять в сложных ситуациях приемлемые способы выражения негативных эмоций. Для этого с детьми необходимо говорить о том, что такое гнев, страх, обида и другие негативные эмоции. О том, почему с этими эмоциями так трудно жить, почему надо работать над собой, управлять и владеть собой.

Упражнение для родителей «Я – сообщение».
Цель: научиться родителям создавать условия для доверительного общения с ребенком, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх...) или хочешь (играть, гулять, кричать ...), но ты пойми и меня, я чувствую ...».
В помощь родителям предлагаем рекомендации, как справиться с кризисом семи лет. Они помогут понять ребенка, установить дружеские, доверительные отношения.
1. Позитивное оценивание ребенка:
- положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик (девочка)»);
- Указывая на ошибки ребенка, можно сказать так: «Но сегодня что-то у тебя не получилось...»; -проанализировать допущенные ошибки, плохое поведение вместе с ребенком («Посмотри, у тебя получилось не совсем так...), обсудить способы их исправления.
2. Занятия продуктивными видами деятельности. Для ребенка это будут «свои» дела: рисование, конструирование, лепка, аппликации.
Предлагайте игры (занятия на развитие воображения, фантазии, творческой инициативы). Это могут быть «театр», придумывание сказки с продолжением «по цепочке», чтение сказок «по ролям».
3.Перед сном рекомендуются вечерние беседы о том, что произошло у вашего ребенка за день. Какими событиями он доволен, какими не очень. Что бы он сделал завтра.
4.Для формирования у ребенка позиции школьника, перехода от игры к учению рекомендуется уделять внимание формированию произвольного поведения, т.е. умения планировать свои действия, видеть их результат. Для этого предложите ребенку самостоятельно распланировать свой день (учебный или выходной). Предложите рассказать, как можно мысленно пройти от дома до сада, школы, магазина. Т.е. ребенок учится простым навыкам учебной деятельности – умению принять задачу, описать средства ее выполнения.
5.Если не удалось избежать конфликтной ситуации, лучше некоторое время не замечать ребенка, т.к. негативные проявления направлены на взрослых, а в отсутствие зрителей эти реакции быстрее угаснут (потеряют свою интенсивность). Поговорите с ребенком наедине, но не подчеркивайте свое снисходительное к нему отношение, свой авторитет. Поставьте его в ситуацию «имеющего право голоса», «большого».

Приведенные здесь рекомендации будут способствовать профилактике негативных проявлений кризиса семи лет, подготовке к школе, успешному освоению программы начальной школы, доверительному общению родителей и детей.

Литература.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб, 2009.
  2. Дубровина И.В. Психология. М: Академия, 1999.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1998.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей. М., 2007.
  6. Матейчик З. Родители и дети.М., 2000.
  7. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1998.