arrow_back

Воровство

Материал подготовила Якунина Светлана Геннадьевна, педагог-психолог ОЦДиК

Что делать, если дети ведут себя плохо? Дерутся, плюются, не хотят вовремя ложиться спать. Психологи, кстати, предпочитают говорить не «плохое» поведение, а «трудное». «Трудное» поведение – это поведение, с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться и трудно его исправить. Оно отравляет нам жизнь, доводит «до белого каления» … Зачем же наши дети так делают, чего они хотят? 

Поверьте, уважаемые родители, за любым трудным поведением вашего ребенка, всегда стоит определенная цель, которую он стремится достичь. Как это происходит, прекрасно описывает в своей книге «Если с ребенком трудно» детский психолог Людмила Петрановская. Предлагаю сегодня рассмотреть вопрос детского воровства.  

Редко можно встретить ребенка, который совсем никогда бы этого не пробовал. Еще реже – родителя, который бы на это реагировал спокойно, по-философски. Это всегда очень больно ранит и выбивает из колеи, особенно если воровство повторяется. Давайте попробуем сейчас представить себе, с какой целью в принципе может ребенок настойчиво таскать вещи и деньги? Не один раз по глупости, а именно настойчиво, несмотря на объяснения и наказания.

Ситуация. Ребенка положили в больницу. Он находится в палате с другими ребятами. И вот, мама одного из этих ребят, жалуется вам, что ваш ребенок «берет без спроса чужие конфеты». Ваш ребенок в первый раз в жизни живет не дома, где он привык, что, если конфеты или печенье лежат на столе, а ты хочешь – ты просто подходишь и берешь. А там, эти конфеты не общие, а чьи-то конкретно, и у хозяина могут быть на них свои планы, а мы не сообразили предупредить. 

 В этом случае у ребенка просто пока не сформировано представление о собственности.

Нередко воруют дети, родители которых уверенны, что они лучше знают, «что ребенку в действительности нужно». Они без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения, слишком ограничивают карманные деньги, не считаются с ним и не доверяют ему принимать решения.  Это может заставить ребенка пойти на воровство, чтобы не чувствовать себя белой вороной среди сверстников, чтобы «быть в порядке» и «принимать решения относительно самого себя».

Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т.д. В этом случае цель воровства – быть принятым сверстниками, иметь друзей.

Бывает, что дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей. Деньги или купленные на них сладости ребенок может воспринимать как символическое замещение родительской любви. Такое может происходить, когда родители из-за усталости или в результате длительных конфликтов с ребенком утрачивают связь с ним, редко показывают свою заботу, а предъявляют только требования и претензии. В этом случае цель воровства – получить внимание и заботу, привлечь к себе внимание.

Иногда дети своим трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье. Например, между родителями есть долгий, тлеющий конфликт. Они почти не общаются между собой, в доме висит напряжение. Но вот ребенок украл – и мама с папой вместе принимают меры, обсуждают случившееся, снова, как раньше, часами сидят на кухне и разговаривают. Ребенок боится развала семьи гораздо больше, чем наказания, и может таким образом «объединять» родителей.  

Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с постоянно высоким чувством тревоги. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем сменяются расслаблением и эйфорией. Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью. Воровство такого типа может случаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим. Цель – избавиться от гложущей тревоги, получить передышку в виде расслаблении и эйфории.

Ребенок может воровать от безысходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью. Цель – защитить себя от угроз и страданий.

Наконец, бывает, что детское воровство вызвано очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и поэтому непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой под лозунгом «Собери их все!». Это очень важный жизненный опыт. Когда ребенок крадет, уступив место соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя. 

Ситуация.  Когда обнаружилось, что девятилетний Рома стащил у мамы из кармана деньги, чтобы купить очередной Hot Wheels (Хот Вилс), вся семья была в шоке. Дедушка кричал, что не потерпит «крысятничества», бабушка пила сердечные капли, папа сказал, что за такое следовало бы выпороть хорошенько, а  мама сидела с каменным выражением лица. Рома заплакал и убежал в свою комнату. Через какое-то время мама пришла к нему, легла рядом, взяла за руку. И тихо сказала, что почти каждый ребенок хоть раз в своей жизни пробует что-то украсть. Но это еще не делает его вором. Он просто пробует, каково это, а потом решает: будет он продолжать или с него хватит. «Тебе решать», - сказала мама, - какай путь ты для себя выберешь, так и будет». Поцеловала сына и ушла из комнаты, чтобы он мог побыть один и подумать.

В этом случае цель - получить опыт соблазна, стыда, раскаяния и сделать свои выводы из этого опыта.

Уважаемые родители!  Говорите со своими детьми. Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители». Вы можете многое предупредить в жизни ребёнка, если станете ему Другом. И ему не будет нужды самоутверждаться в ваших глазах, придавая значимость своему «я» через плохие поступки.

В статье использованы материалы произведений  Л. Петрановской