arrow_back

Внимание

Тема публикации не нова, однако, количество семей, сталкивающихся с проблемой невнимательности ребенка, не снижается. В этих жалобах слышно бессилие и непонимание того, что же происходит с ребенком. «Ну, почему он такой невнимательный?», «Неужели так трудно, просто внимательно прочитать?», «Он (она) просто надо мной издевается, повторяю все по 5 раз». По некоторым данным около 90% запросов родителей (по вопросам психического развития ребенка или школьных проблем), связаны с особенностями внимания ребенка. Неусидчивость, рассеянность, забывчивость, гиперактивность, невнимательность, раздражительность и торопливость, вот примеры проявлений недостаточности или нарушения внимания, которые можно наблюдать у детей. Все эти проявления неблагоприятно влияют на развитие ребенка, на его поведение, самооценку, а порой на самочувствие.

Развиваясь, ребенок воспринимает огромное количество информации, сознательно или бессознательно обращая внимание на что-либо. Для того чтобы гармонично и полноценно развиваться, ребенку просто необходимо чтобы его внимание было в норме. В противном случае ребенок просто не может в полном объеме изучить какое-то явление, предмет, запечатлеть нужный, полезный опыт и применять его в жизни. В последующем ему сложно успевать за темпом учебного процесса, что влияет на усвоение знаний, успешность ребенка, а также интерес и желание учиться.

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного выбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.

Развитое внимание, несомненно, является основой успешной познавательной и учебной деятельности. Особенности внимания ребенка, влияют и на развитие его социальных навыков, создают предпосылку для развития формирующейся личности.

Что наблюдается у детей с недостатками или нарушением внимания?

Проявления снижения внимания

  1. Ребенку трудно сохранять внимание, сосредоточиться, завершить задание;
  2. Снижена собранность и целенаправленность при выполнении задания;
  3. Затруднено припоминание нужной информации, таким детям можно очень много раз повторять инструкции, но в итоге они могут их забыть;
  4. Такие дети легко возбудимы, отвлечь их может любая мелочь. Им трудно усидеть долго на 1 месте. Так же, они редко могут увлечься надолго одним занятием. Им быстро становиться скучно.
  5. Снижены самостоятельность, а также самоконтроль.

Такие дети отличаются импульсивностью. Например, задание выполняется неряшливо со значительным количеством ошибок, даже если ребенок стараются сделать все аккуратно и без ошибок. Также могут наблюдаться трудности в соблюдении правил игры и школьной дисциплины. Часто дети с трудностями внимания не умеют проигрывать, часто из-за этого они вступают в драки. С возрастом проявления импульсивности могут меняться. Чем ребенок старше, тем импульсивность заметнее для окружающих. Еще стоит отметить, что самооценка детей с проблемами внимания неадекватна, чаще занижена, т. к. они регулярно слышат в свой адрес замечания, критику и недовольства, но самостоятельно справиться не могут.

Дети с проблемами внимания крайне рассеяны, могут долго искать вещь, которая находится на видном месте, могут забыть портфель в школе, надеть разные носки или обувь.

Рекомендации для родителей.

Дети, внимание которых не нарушено быстрее развиваются психически, способны длительно сосредотачиваться, а, следовательно, глубже изучать мир. Могут быстрее запоминать информацию и сохранять ее на длительный срок. Способны ярче воспринимать информацию и явления окружающей среды.

Если вы заметили у своего ребенка какие –либо проявления снижения внимания, в зависимости от силы этих проявлений, вы можете предпринять следующие меры.

  1. Обращение к врачу-неврологу для выяснения физиологических предпосылок нарушения внимания у ребенка и назначения адекватного лечения (при необходимости).
  2. Обращение к психологу для профессиональной диагностики уровня внимания и его качества и последующей коррекции внимания в виде тренингов или занятий.
  3. Обращение к воспитателю/учителю для получения рекомендаций и построения совместного пути развития внимания вашего ребенка.
  4. Самостоятельное проведение игр и занятий для развития внимания ребенка. 

Статья подготовлена учителем-дефектологом ОЦДиК
Евсеевой Алиной Владимировной 
С использованием материалов: 
«Инклюзия. Методические рекомендации» 
С. Ю. Танцюра, С. И. Кононова,
«Материалы по диагностике и коррекции
 трудностей обучения младших школьников» Баулина М. Е.,
Сайт b17.ru