Влияние семьи на воспитание ребенка
Невозможно переоценить влияние семьи на воспитание личности ребенка. Ведь то какой личностью станет ребенок во многом зависит от родителей.
Еще французский философ Жан-Жак Руссо говорил, что первые воспитатели (имея в виду родителей) закладывают основу, дают базис для развития личности ребенка, и степень влияния каждого последующего воспитателя будет значительно ниже.
У всех людей есть основные потребности роста и развития, а именно: потребность в любви, принятии и безопасности. Удовлетворение семьей этих трех потребностей в процессе воспитания ребенка оказывает большое влияние на его рост и развитие.
При рождении удовлетворить потребность ребенка в безопасности могут и должны только родители. Благодаря удовлетворению этой потребности ребенок будет расти спокойным, уверенным, способным преодолевать и справляться с различного рода стрессами и трудностями. Именно благодаря удовлетворению данной потребности ребенок сможет активно строить различные взаимоотношения окружающими его людьми и миром, активно проявлять к нему интерес, изучать и исследовать его. Удовлетворение данной потребности положительно сказывается на формирования такого личностного качества, как доверие.
Ничуть не меньше оказывает влияние потребность в любви и принятии. Любящие и заботливые родители безусловно влияют на благополучие малыша. А вот если ребенок недополучит любви, то вероятнее всего, что в будущем он станет проявлять недоброжелательность, быть подозрительным, завистливым, конфликтным, дерзким, или иметь такие качества как замкнутость, застенчивость, неуверенность. Вряд ли ему будет комфортно с этим жить. В то же время не стоит впадать в другую крайность и перебарщивать с принятием и любовью, поскольку их чрезмерность может взрастить в ребенке эгоистичность, тщеславие и самонадеянность.
Огромное влияние семейное воспитание имеет и на становление модели общения и поведения. Дети как губка все впитывают, копируют. Поэтому то, как родителя ведут себя с окружением, как общаются с ними – все это сразу же становится достоянием детей. Конечно, они еще не в состоянии полностью осмыслить и критически отнестись к тому поведению, которое переняли и скопировали, но они в состоянии его закрепить (и тут уже не важно плохое оно и хорошее).
Также семья играет огромную роль в том, какой жизненный опыт накопит ребенок. Запас детских знаний и умений сильно зависит от образованности родителей и от их желания поделиться с ребенком накопленным опытом и знаниями (например, беседы).
А что могут сделать родители? Например, родители могут организовать семейную библиотеку, научить ребенка пользоваться интернетом, искать знания, посещать вместе с детьми музеи, театры, выставки, устраивать интересные экскурсии, научить делать что-то своими руками, заинтересовать каким-нибудь хобби и др. Все это формирует определенные знания, умения и навыки у ребенка, закрепляет положительный жизненный опыт и создает базу для дальнейшего развития.
Семья может сформировать ребенка как обязательного и целеустремленного человека, что очень важно, т.к. в начальной школе дети чувствуют себя неуспешными именно из-за того, что вышеуказанные черты у них плохо развиты или вовсе отсутствуют.
А еще в семье часто живут представители нескольких поколений людей. Все это дает возможность ребенку понимать, что ценности, критерии оценок, идеалы, точки зрения и убеждения могут быть очень разными и со временем меняться.
Семейное воспитание длительно по своему временному воздействию и непрерывно. Она оказывает значительное влияние на то, какой психологический климат будет создавать ребенок вокруг себя в будущем. Какие отношения станут для него ценными.
Таким образом, огромная роль семьи в развитии личности ребенка очевидна. Именно в семье ребенок становиться личностью. Именно семья поможет расширить те светлые качества ребенка, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, в чем, собственно, и заключается важная и светлая роль семьи.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК Погодин Валерий Викторович.