arrow_back

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

Одной из ключевых сфер, влияющих на процесс обучения подростков, является семейное окружение. Оно играет важную роль в формировании личности подростков и на их успешную адаптацию. Дети, выросшие в неблагополучных семьях или испытывающие социальные проблемы, переживают серьёзные трудности в процессе адаптации к школе.

Исследования показывают, что семья играет важную роль в процессе адаптации детей к школьной жизни. Взаимодействие семьи с ребёнком в этот переходный период может оказать значительное влияние на его эмоциональное благополучие, академические достижения и социальную адаптацию.

Важным фактором является обеспечение подходящей обстановки и ресурсов для учёбы. Домашняя поддержка в виде выделенного времени для выполнения домашних заданий, создания тихой атмосферы для обучения и доступа к материалам и ресурсам, необходимым для выполнения задач, содействуют успешному включению ребёнка в учебный процесс.

В целом, результаты научных исследований указывают на значимость роли семьи в адаптации детей к школе. Поддержка, эмоциональная связь, активное вовлечение в школьную жизнь, семейные ритуалы и создание подходящей учебной обстановки - все это факторы, которые способствуют более успешной адаптации ребёнка к школьной среде.

Однако, не всегда подростки получают рассмотренные выше возможности и отношение от своих близких, что нередко приводит к возникновению бунтарского поведения, которое может привести к попаданию подростка в группу риска и, как следствие, к отставанию в его адаптации к школе.

Подростки могут попадать в группу риска из-за таких факторов семьи, как:

- недостаток эмоциональной и физической поддержки со стороны семьи. Если родители подростка постоянно работают или не могут уделять достаточного внимания своему ребёнку из-за других обязанностей или стресса, подросток может чувствовать себя оставленным и ненужным. Это может нанести ущерб его самооценке и привести к неадекватному поведению;

- семейные проблемы и конфликты. Высокий уровень конфликтов, развод, насилие или злоупотребление алкоголем в семье могут значительно повлиять на подростка. Отсутствие стабильности в отношениях с родителями может вызвать эмоциональный дисбаланс и привести к бунтарскому поведению;

- неполные семьи. В случае, если подросток вырастает без одного или обоих родителей, это может вызвать чувство потери и неуверенности. Он может искать принятие в неблагополучных социальных группах или вызывающе себя вести, чтобы справиться с чувством утраты.

- экономические трудности. Семьи с финансовыми трудностями могут испытывать стресс и неспособность предоставить подросткам стабильность и достаточные ресурсы. Это может привести к появлению неправильного поведения у подростков, так как они могут искать способы справиться с эмоциональным дискомфортом.

Попадание в группу риска из-за семейных проблем может существенно влиять на школьную адаптацию подростков.

Так, подростки, сталкивающиеся с семейными проблемами, могут испытывать эмоциональное напряжение, стресс, депрессию или тревогу. Это может сказываться на их настроении, мотивации и способности концентрироваться на учёбе.

Семейные проблемы могут отвлекать подростков от учёбы и приводить к снижению академических достижений. Подростки могут столкнуться с проблемами в выполнении заданий, снижением интереса к учебным предметам или начать пропускать занятия.

Кроме того, подростки могут чувствовать себя изолированными от сверстников и общества. Они могут стать менее уверенными в себе и испытывать затруднения в установлении и поддержании дружеских отношений.

Подростки, переживающие семейные проблемы, могут проявлять негативное поведение в школе. Они могут проявлять агрессию, быть склонны к нарушению правил, пропускать занятия или участвовать в драках.

Семейные проблемы могут также отрицательно сказываться на физическом здоровье подростков в результате стресса и неправильного образа жизни. Плохое питание, недосыпание, вредные привычки и недостаток физической активности могут привести к снижению иммунитета и заболеваниям, что, в свою очередь, может препятствовать посещению школьных занятий.

Важно отметить, что реакция подростка на семейные проблемы и их влияние на его школьную адаптацию могут быть индивидуальными. Некоторые подростки могут проявлять резилентность и эффективно справляться с трудностями, в то время как другие могут нуждаться в дополнительной поддержке и ресурсах для преодоления негативных последствий семейных проблем. Эмоциональная поддержка и коммуникация в семье, основной принцип взаимодействия с подростками. Важно предотвратить усугубление проблемы и помочь найти ресурсы для разрешения конфликтов и восстановления семейного благополучия, что в свою очередь будет способствовать преодолению школьной дезадаптации и выходу подростка из группы риска.

Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК Могилевиц Н.В.