arrow_back

Влияние музыки на развитие детей

Не секрет, что занятия музыкой развивают интеллект детей, влияют на коммуникативное и эмоциональное развитие, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают речь. В целом, музыка учит тело и разум работать сообща. 

А нужно ли детей учить музыке, особенно если у них совсем, как нам кажется, нет музыкального слуха?

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет, несмотря на то, что пианино некуда поставить и бабушка не может возить ребёнка «на музыку», несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, китайский, секция по плаванию, «художка» и прочее…Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать все современные родители.

1. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.

За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня». 

А еще, вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?  И это замечательная возможность избежать одиночества.

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.

Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. 

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.

Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.

4. Музыка и язык – близнецы-братья.

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. 

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.

Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. 

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук. 

6. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.

Замечали ли вы, что музыканты-мужчины чувственны, а музыканты-женщины стойки и тверды духом? Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. 

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

7. Занятия музыкой приучают «включаться по команде».

В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен или ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

8. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. 

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

9. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Почему? См. пункты 1–8. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть целых 9 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК
При подготовке использовались материалы из статьи Кирнарской Д.К.- музыковеда, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных, доктора искусствоведения, доктора психологических наук