arrow_back

Вербализм

Материал подготовила Якунина Светлана Геннадьевна, педагог-психолог ОЦДиК

Вербализмом в психологии называют определенный тип развития познавательных процессов, который характеризуется высоким уровнем развития речи и относительно низким уровнем мышления (особенно наглядно-образного).

Дети, характеризующиеся вербализмом, выделяются на фоне сверстников. Они очень легко вступают в контакт с незнакомыми, гладко говорят, уверенно отвечают на вопросы, часто употребляют недетские термины, используют сложные речевые конструкции. Это очень «светские» дети, демонстрирующие недетскую осведомленность в различных сферах жизни (причем предпочтительно со взрослыми). При непродолжительном контакте вербальный ребенок может произвести впечатление очень смышленого, развитого. Но в процессе беседы становится ясно, что мыслят они «штампами». Опытные педагоги зовут таких детей демагогами. Обладая высоким уровнем развития активной речи, мышление таких детей развито плохо. Их познавательные интересы поверхностны и неустойчивы. Они запоминают только то, что может пригодиться в беседах.  

Вербализм формируется уже в раннем дошкольном возрасте, в тех случаях, когда основным средством общения взрослых с ребенком становится слово вне предметного контекста. Родители такого ребенка обычно склонны смещать акцент с основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование и т.п.), вносящих главный вклад в умственное развитие дошкольника, на развитие речи, которая рассматривается ими как один из важнейших показателей высоких умственных способностей. Именно поэтому они прилагают значительные усилия, направленные на то, чтобы ребенок научился гладко и бойко говорить, а способствующие умственному развитию виды деятельности оставляют в тени. К сожалению, в последнее время формирование вербализма связано не только с сознательной установкой родителей на усиленное развитие речи, но и с социальной ситуацией: игры и занятия с детьми занимают много времени, а поговорить с ребенком можно и в транспорте, и на прогулке, и перед сном. Неудивительно, что в результате такого общения у ребенка формируется устойчивая тенденция к речевой деятельности. При малейших затруднениях в продуктивной деятельности ребенок подменяет ее вербальной, так как, во-первых, он в ней успешнее, а во-вторых, получает высокую оценку взрослых. 

Самооценка таких детей достаточна высока. Они охотно берутся за дело, но чаще всего благие намерения заканчиваются пространными рассуждениями.

Другой симптом, сопровождающий вербализм, – инфантильность, негибкость мотивов общения, их бездейственность. Общение таких детей носит формальный характер, так как их не интересует собеседник как человек со своими чувствами и переживаниями. Они ищут лишь объект, который бы мог по достоинству их оценить, которому бы они могли бы продемонстрировать свое превосходство.

Родителями вербальных детей важно понимать угрозу, которая таится в таком типе развития, поскольку они высоко оценивают умственное развитие своих детей. 

Общая рекомендация родителям: необходимо вернуть ребенка к продуктивной деятельности. Это могут быть занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и т. д. Слово должно активно включаться в процесс выполнения различных заданий, наполняясь при этом конкретным содержанием. Например, если ребенок рассуждает о собаках вообще, можно предложить ему нарисовать собаку, слепить ее из пластилина, выполнить соответствующую аппликацию и т.д.

Следующая рекомендация связана с изменением стиля общения родителей с ребенком. Важно не поддерживать беспредметные разговоры детей, внимательно следить за своей речью, избегая частого употребления абстрактных слов.

Чаще всего к вербализму склонны дети, не посещающие детский сад, растущие во взрослом сообществе. Сфера общения таких детей резко сужена. Нарушается нормальное развитие игровой деятельности (во дворе не всегда есть сверстники), что усиливает уже имеющуюся дисгармонию развития. Поэтому особенно важным представляется создание условий для общения ребенка со сверстниками – в детском саду, различных развивающих центрах, спортивных кружках и секциях. 

И последнее. Важно постепенно переориентировать ребенка, учить его ценить в людях доброту, честность, а не только умение красиво говорить.

При подготовке статьи использованы материалы:

Г. А. Широкова «Практикум детского психолога, изд. Феникс, 2004