arrow_back

Важность тактильной коммуникации

Тактильный контакт — это одна из форм коммуникации людей, которая основана на прикосновениях. Тактильный контакт имеет огромное значение, поскольку он является первым генетическим и историческим вариантом общения в развитии человечества.

После рождения ребёнка родители начинают выстраивать свои взаимоотношения с ребёнком в первую очередь через тактильный контакт, и только потом подключается визуальное, аудиальное, речевое и жестикуляционное общение.

Кожа — это самый большой орган человеческого тела. Она имеет крепкую связь со многими системами организма. Особенно это касается нервной системы. Самое большое число нервных импульсов центральная нервная система получает именно от кожи. Межнейронное взаимодействие развивают как раз такие импульсы.

Важность тактильного контакта сложно переоценить. Согласно проведенным исследованиям и экспериментам, было выявлено, что тактильный контакт улучшает самочувствие, снижает уровень стресса, поддерживает отношения в парах и даже тормозит старение.

Причина, объясняющая важность прикосновений, довольно проста: мы чувствуем себя защищенными при прикосновении к родным и любимым людям, устанавливаем и поддерживаем доверительный контакт. 

Но иногда случается, что общение (в том числе тактильное) нарушается и отношения между людьми становятся некомфортными, не приносят радости. Например, ребенок очень любит маму, но при желании обнять ее возникает неприятное ощущение, объятия становятся неловкими или неприятными. Для таких случаев существуют специальные упражнения, которые помогают прояснить и проработать взаимоотношения в паре (мама-папа, мама-ребенок, папа-ребенок и т.п) на бессознательном уровне.

Упражнение для проработки тактильного контакта:

  1. Определите для себя с кем вы хотите прояснить и проработать взаимоотношения. Визуализируйте образ этого человека (как он выглядит, во что одет, как себя ведет, где находится, что делает, молчит или говорит вам что-то, какие звуки вы еще слышите и т.п.)
  2. Представьте, что вы собираетесь обнять его и почувствуйте, где у вас в теле возникают неприятные ощущения. Как вы понимаете, что они именно там, как выглядит эта часть тела, в которой возникают эти неприятные ощущения?
  3. После того как сделали первые пункты, возьмите простую салфетку или лист бумаги и сомните в комок, который будет соответствовать по тактильным ощущениям и степени сжатия тому уровню контакта, который вызывает дискомфорт в ощущениях. Полученный комок бумаги продолжайте сминать до тех пор, пока не почувствуете комфортный или адекватный уровень тактильных ощущений (то есть, чтобы вам приятно и комфортно держать его).
  4. Снова визуализируйте образ человека, с которым прорабатываете взаимоотношения, и мысленно переместите часть, отвечающую за желание обнять из ее месторасположения в то место, где находится часть, отвечающая за гармоничные объятия (она обязательно есть). Отметьте для себя, как стала выглядеть часть после перемещения? Какие изменения с ней произошли?
  5. Теперь представьте объятия с тем человеком, с которым прорабатываете взаимоотношения, одновременно визуализируя измененную часть с уровнем комфорта, который был получен в пункте 3. Посмотрите, какие изменения произошли, какие теперь у вас ощущения, как реагирует близкий вам человек?

Если после выполнения упражнения вам стало комфортно – вы сделали все правильно. Если дискомфорт еще присутствует, обратитесь к психологу. Подобного рода упражнения лучше всего выполнять совместно со специалистом.

Помните, тактильный контакт очень важен, т.к. он помогает ребенку адаптироваться в мире, установить доверительные отношения между членами семьи, способствуют правильному развитию отношений в парах.

Обнимайте свои родных и близких!

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК Погодин Валерий Викторович.