arrow_back

В помощь родителю ученика начальной школы. Учим таблицу умножения.

При общении с классными руководителями начальной школы в качестве наиболее часто встречающейся проблемы освоения школьной программы педагоги называют знание ребятами таблицы умножения. Да и родители все время негодуют, что ребенок никак не может запомнить таблицу: «учим-учим, а применить не получается».

Действительно, таблица умножения – это серьезная часть школьной программы ребенка 2-4 классов, на ее знании «держится» математика в средней и старшей школе.

Так как же ребенку «одолеть» таблицу умножения? Существует множество различных техник и способов, используя которые, помимо элементарного заучивания, можно пользоваться школьникам.

  1. Мнемотехники: Мнемотехника - это метод запоминания информации с помощью ассоциаций и образов. Например, можно создать ассоциации между числами и картинками или использовать рифмы и песни для запоминания таблицы умножения. Например, для запоминания «6 умножить на 8 равно 48» можно представить, что 6 и 8 - это два кролика, и они вместе сидят на лужайке, где посажены 48 цветов.
  2. Психологические приемы: Используйте повторение и разнообразные методы обучения. Повторение помогает закрепить информацию в памяти, поэтому регулярно повторяйте таблицу умножения вслух или на бумаге. Также можно использовать разнообразные методы обучения, такие как игры, викторины, упражнения на заполнение пропусков и другие интерактивные задания.
  3. Японская методика: Японская методика умножения включает использование абака – инструмента для выполнения арифметических операций. Этот метод позволяет визуализировать умножение и сделать его более понятным. Школьнику может быть интересно научиться использовать абак, чтобы умножать числа и ощутить уверенность в процессе.
  4. Китайская методика: Китайская методика основана на использовании фонетических картинок для запоминания таблицы умножения. Каждая комбинация чисел имеет свою собственную картинку и звук, который помогает запомнить результат умножения. Этот метод позволяет визуализировать умножение и связать его с конкретными образами и звуками.

В американской технике запоминания таблицы умножения используется методика, основанная на запоминании определенных фактов или правил.

  1. Правило девяток: это правило помогает запомнить результаты умножения чисел на 9. Нужно помнить, что сумма цифр в результате умножения всегда будет равна 9 или кратна 9. Например, 9 умножить на 4 равно 36, где 3 + 6 = 9.
  2. Правило пятерки: это правило помогает запомнить результаты умножения чисел на 5. Нужно помнить, что результат умножения числа на 5 всегда заканчивается на 0 или 5. Например, 5 умножить на 7 равно 35.
  3. Использование визуальных помощников также используется американскими школьниками: в детской комнате вешаются постеры с результатами умножения, наклейки на стол или комнату с примерами умножения.

Умножение с помощью пальцев — это визуальный метод, который позволяет использовать пальцы рук для подсчета и запоминания результатов умножения. Вот подробная инструкция, как умножать с помощью пальцев:

1. Умножение на 1:
- Поднимите любой палец на одной руке.
- Результатом будет число, на которое умножаете, так как умножение на 1 не меняет число.

2. Умножение на 2:
- Приподнимите каждый второй палец на обеих руках (указательный и мизинец).
- Считайте количество приподнятых пальцев.
- Результатом будет число, на которое умножаете, умноженное на 2.

3. Умножение на 3:
- Приподнимите каждый третий палец на обеих руках (средний палец).
- Считайте количество приподнятых пальцев.
- Результатом будет число, на которое умножаете, умноженное на 3.

4. Умножение на 4:
- Приподнимите четвертый палец на каждой руке (без указательного пальца).
- Считайте количество приподнятых пальцев.
- Результатом будет число, на которое умножаете, умноженное на 4.

5. Умножение на 5:
- Используйте пальцы одной руки или обеих рук, чтобы отобразить количество пять (5, 10, 15 и т.д.).
- Считайте количество пальцев.
- Результатом будет число, на которое умножаете, умноженное на 5.

6. Умножение на 6:
- Поднимите палец на одной руке (например, большой палец) и добавьте пять пальцев другой руки.
- Считайте количество приподнятых пальцев.
- Результатом будет число, на которое умножаете, умноженное на 6.

7. Умножение на 7:
- Поднимите палец на одной руке (например, большой палец) и добавьте два пальца другой руки.
- Считайте количество приподнятых пальцев.
- Результатом будет число, на которое умножаете, умноженное на 7.

8. Умножение на 8:
- Поднимите палец на одной руке (например, большой палец) и добавьте три пальца другой руки.
- Считайте количество приподнятых пальцев.
- Результатом будет число, на которое умножаете, умноженное на 8.

9. Умножение на 9:
- Приподнимите каждый палец на обеих руках, начиная с указательного пальца и заканчивая большим пальцем.
- Считайте количество приподнятых пальцев до разделительного пальца (указательного пальца на другой руке).
- Считайте количество приподнятых пальцев после разделительного пальца.
- Объедините два счетчика, чтобы получить результат умножения. Эти методы могут быть полезными для визуализации и запоминания таблицы умножения. Выберите тот, который наиболее эффективен и интересен для вашего ребенка.

Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК
Карпузовой Людмилой Викторовной