В каких случаях стоит получить консультацию логопеда
Как правило, к логопеду начинают обращаться родители с детьми 5 – 6 лет. Бытует мнение (не только среди родителей), что все нарушения речи до 5 лет не должны вызывать опасений. Безусловно, это глубокое заблуждение. Не все нарушения проходят сами собой. Позднее обращение к логопеду влечет за собой появление психологических проблем, последующих трудностей при овладении письмом и чтением, трудностей в общении со взрослыми и сверстниками. Иногда помощь логопеда требуется уже в раннем возрасте.
Необходимо обратиться к логопеду, если:
- ребенок не произносит отдельные звуки, искажает или заменяет их;
- не употребляет слова, соответствующие его возрасту;
- испытывает трудности при построении предложений;
- затрудняется повторять слова или фразы за взрослыми;
- недостаточно понимает обращенную речь;
- малыш в возрасте трех лет разговаривает на так называемом «птичьем языке», непонятном для окружающих;
- наблюдаются запинки в речи, повторения слогов;
- проблемы с чтением и письмом (школьник путает буквы, делает много ошибок при письме, плохо читает).
Речь – это высшая психическая функция человека, на развитие которой оказывают влияние различные факторы:
- социальная среда, в которой развивается ребенок; общение с родителями и сверстниками играет одну из ключевых ролей в развитии речи;
- эмоциональная составляющая – это доверительные отношения с близкими, способствующие желанию общаться и развивающие уверенность в себе;
- физическое здоровье; например, проблемы со слухом или зрением могут значительно препятствовать развитию речи;
- познавательное развитие (тесная связь речевого и интеллектуального развития детей проявляется в связной, содержательной, логичной, последовательной речи).
Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить звуки, слова и составлять предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.
Чем раньше на проблему обратить внимание, тем легче её решить. Не теряйте время, действуйте на опережение! Если вы видите, что ребенок мало разговаривает в двухлетнем возрасте, отстает по речи от сверстников, то проконсультируйтесь у специалиста и получите рекомендации. Чем раньше выявить речевые проблемы и начать коррекцию, тем больше шансов на положительный результат.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы его речевого развития могут отличаться от среднестатистических показателей. Однако если возникают значительные речевые задержки или трудности, стоит обратиться к специалисту для оценки ситуации и проведения коррекции.
Материал подготовила учитель-логопед ОЦДиК Почтарь Л.С.