arrow_back

Упражнения и игры для профилактики застенчивости, стеснения, неуверенности в себе

1. «Победи свой страх»

Побеседуйте с ребенком, узнайте, чего он боится, дайте ему краски или фломастеры, пусть он нарисует то, что его пугает. Не оставляйте ребенка одного в процессе рисования, помогите ему. Обыграйте процесс исчезновения страха. Дайте ребенку ножницы, чтобы он разрезал на кусочки свои страхи, которые он нарисовал. Предложите ребенку сложить из мелких бумажек прежний большой рисунок - окажется, что это невозможно сделать. Сложите кусочки рисунка в конверт, запечатайте его и выбросите в мусор. Можно сжечь конвертик на глазах у ребенка в тарелке или на улице. Если ребенок еще ощущает, что страх присутствует, повторите упражнение столько раз, пока ребенок скажет вам, что страха больше нет.

2. «Волшебное превращение»

Пусть ребёнок нарисует свой страх. Вместе подумайте, как его изменить. Как сделать весёлым, добрым, заботливым, ласковым? Дайте яркие краски, может быть пластилин. Нарисуйте радугу, разноцветный дождь, яркое солнышко.

3. «Полет страха»

Предложите вашему ребенку нарисовать свой страх. Скрутите рисунок трубочкой и положите в воздушный шарик. Надуйте его и отпустите на улице в небе. Страх улетел! Его больше не существует!

4. «Маска супергероя»

Предложите вашему ребенку нарисовать маску супергероя. Можно наклеить ее на тонкий картон. Приделайте к ней завязки или резинку, чтобы можно было ее надеть. «Ты - бесстрашный супергерой, который помогает слабым! Надевай маску и почаще говори себе об этом»

5. «Похвальная грамота за смелость»

Вы наверняка вспомните случай, когда ваш ребенок не испугался и не растерялся в непривычной ситуации. Вручите ему грамоту (повесьте ее на видное место). Содержание может быть примерно следующим: «Похвальная грамота за смелость. Вручается…за то, что он (она)….»

6. «Талисман, придающий храбрости»

Нарисуйте (купите, сделайте) вместе с ребенком талисман, придающий храбрости, повесьте его на ленточку или шнурок. Предложите ему носить этот талисман с собой. Это также может быть любая любимая игрушка, которую он может брать с собой, если ему страшно.

7. «Формирование положительной самооценки»

Научите ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать своему ребенку: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты опять не справился с заданием. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то сможешь сделать задание лучше». Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребенку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.

8. «Мое имя»

Расскажите ребенку о значении имен. Специально подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребенка, его друзей, педагогов и т. д. Затем предложите ребенку нарисовать (или нарисуйте вместе с ним) рисунок на тему: «О чем говорит мое имя». Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребенка. Попробуйте придумать для ребенка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у ребенка чувство гордости за свое имя.

9. «Что делать, если?»

Учите ребенка обдумывать возможные варианты своих поступков и замыслов. Если вы вместе с ребенком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребенку, да и вам тоже, особое отношение к своим перспективам. 

10. «Волшебная палочка»

Ребенок берет в руки любой предмет – «волшебную палочку» и превращает играющего с ним взрослого или других детей в те или иные «образы». Затем партнер по игре «превращает» самого ребенка. «Превращения» могут быть разные (их подсказывает взрослый) – в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых героев и т. д. Необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы.

Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК

При подготовке была использована литература: «Победи свой страх! Я. Хохловой, «Сказки от страхов» Е. Ульевой