arrow_back

Упражнение-игра для снятия тревоги у детей

В жизни ребёнка постоянно происходят различные тревожащие и стрессовые события (поход в детский сад, в 1-й класс, потеря какой-то личной вещи и др.). С помощью определенных техник и упражнений с элементами игры взрослые могут помочь ребенку научиться справляться со сложными для него эмоциями, сформировать комфортное поведение в той или иной тревожной ситуации.

Одно из таких упражнений – это упражнение-игра «Росток».

Используя метафору растения, мы сможем проговорить пугающие моменты, связанные с тем, что может тревожить ребенка (новое место жительства или учебы, новые люди и др.). Визуализируя, как растение растет и развивается, пускает корни, обретает друзей, становится сильным и уверенным, мы проговариваем события и способы преодоления тех или иных ситуаций, добавляя необходимые качества и способности.

Хорошо делать это упражнение под спокойною музыку, можно с природными звуками (пение птиц в лесу, шелест листвы, шум моря и др.).

Порядок выполнения:

  1. Начните рассказывать про зернышко, которое подхватил ветер, и оно оказалось в неизвестном новом для него месте. Или как заботливый огородник посадил зернышко на своем участке. Пусть ребенок нарисует или слепит это маленькое зернышко. А потом сам «посадит» его в землю (дорисует или поместит в глину или пластилин).
  2. Продолжаем свой рассказ про то, как для зернышка было всё непривычно, необычно, немного страшно, как он испытывал волнение, но вместе с тем и интерес.
  3. Сначала зернышку было немного холодно и неуютно, у него не было друзей. Но потом стали происходить разные события: солнышко стало прогревать землю, и ему стало мягко и тепло. Оно начинает расти, у него появляются корешки (опора и поддержка), и оно чувствует, как становится сильнее.
  4. И вот из зернышка проклюнулся росточек и выглянул из земли. Рядом с собой он увидел другие росточки, какие-то побольше, какие-то поменьше, и разные другие растения: красивые цветы, большие деревья, кусты и т.п.
  5. Многие приветствуют его, солнышко греет лучами, птички поют веселые песенки.
  6. Росточку становится хорошо и уютно, у него появляются друзья, корни становятся крепкими, он чувствует свою силу. Начинает любопытничать и изучать, что есть рядом. 
  7. Он продолжает расти, превращается в большое растение или дерево, через какое-то время на нем появляются цветы и плоды. Ему нравится, какой он большой и красивый.

По ходу сказки ребенок может дополнять свою композицию новыми объектами и героями, показывает, как растет растение. Творческие идеи только приветствуются.

Таким образом, рассказывая сказку, вы можете останавливаться в определенных местах и задавать вопросы: что зернышко чувствует? что и кто окружает росток? каким растением он становится? и т. д. Это позволит расставить нужные акценты, выделить качества, добавить новые и скорректировать слабые стороны. Если растение, по словам ребёнка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваете, что или кто ему может помочь. Иногда, требуется введение нового героя.

В конце можно сделать телесное упражнение: вы вместе с ребенком становитесь зернышками (садитесь на корточки), начинаете расти (медленно встаете), появляются листочки и веточки (поднимаете руки), ветерок колышет ваши веточки (свободно дышите, покачиваете гибкими кистями и руками). 

Данное упражнение поможет не только снять и проработать тревожные состояния у детей, но и сблизиться в общении с ребенком, лучше узнать его внутренний мир.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович