arrow_back

Учитель дефектолог в современном обществе

Сегодня особую роль в работе с детьми, имеющими нарушения развития, играет такой специалист как дефектолог.

Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог. А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, приходится тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области. 

Лишь в недавнем прошлом люди пришли к пониманию того, что дети с отклонениями в психическом или физическом развитии по-своему уникальны, что их нужно и можно развивать, учить жить в обществе. Дефектология появилась на стыке педагогики и медицины в связи с развитием неврологии, психологии, специальной педагогики.

ДЕФЕКТОЛОГ – это специалист с высшим дефектологическим образованием, владеющий специальными знаниями в коррекционной педагогике. Дефектолог  занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Дефектолог дает возможность ребенку, отличающемуся от других своим психическим или физическим развитием, лучше узнать окружающий мир, приобщиться к его ценностям и достижениям, жить обычной жизнью. 

Основной целью деятельности дефектолога является обеспечение конкретных мероприятий по коррекции нарушений развития детей.

Разработана своя методика и коррекция для каждого нарушения.

Основные направления работы учителя-дефектолога:

  • Развитие моторики и сенсорных процессов. 
    Развитие мелкой моторики, навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений.
  • Обучение игре и игрокоррекция.
    Эти занятия нужны, так как не все дети умеют играть либо их развитие игровой деятельности не соответствует возрасту.
  • Формирование пространственно-временных отношений.
    Пространственные представления необходимы для обучения ребёнка счету, письму, рисованию, чтению, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.
  • Умственное развитие.
    Развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, анализ и синтез и др.).
  • Обучение грамоте.
    Существует так называемый добукварный период, который нужно пройти всем детям перед тем, как начать изучать буквы и цифры. В этот период дети учатся различать звуки на слух, последовательность звуков в слове, что способствует освоению ребенком навыков чтения и письма.
  • Формирование представлений о предметах и явлениях.
    Это направление является предпосылкой развития математического навыка.
    Развитие простых математических представлений о количестве, пространстве и времени. 
  • Формирование представлений о количестве, величине, форме предметов, ориентировки в пространстве и времени.
  • Обогащение словаря и развитие связной речи.
    Дети учатся видеть предметы и явления, которые окружают их в жизни. При этом расширяется их кругозор и словарный запас, а также формируется связная речь.
  • Подготовка к школе.
    Подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
  • Творческая деятельность: рисование, лепка, конструирование.
    На занятиях ребенок получает представление о пространстве, цвете и формах различных предметов, обучается действовать согласно определенному образцу, координирует движение рук.
  • Нормализация ведущей деятельности возраста.
    Развитие у учащихся ведущей деятельности - учебной.
    Готовность к восприятию учебного материала.
    Помощь учащимся 1-х классов в подготовке к изучению большого количества нового учебного материала.
  • Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала.
    В результате коррекции по данному направлению у учащихся 2-4 классов формируются необходимые знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Очень важно вовремя обращать внимание на особенности развития ребенка, и если вам кажется, что-то не так, то лучше обратиться к дефектологу. Не откладывайте визиты к «узким» специалистам в долгий ящик, помните: чем раньше выявят проблему, тем скорее Ваш малыш ее преодолеет!