arrow_back

Учить или не учить: особенности китайского языка

В России давно стало модным отдавать своих чад изучать китайский язык. Модные веяния меняются, а стоит ли учать самый трудный язык в мире? 

Всего в мире насчитывается свыше 7000 языков. Первым по сложности изучения и вторым по популярности считается китайский язык, на котором говорит более 1,2 миллиарда человек. В чем же основные сложности в изучении китайского языка? 

Во-первых, у китайцев нет алфавита и его главная особенность- письменность в виде иероглифов, где каждый иероглиф обозначает отдельное слово, а иногда и целое предложение. Точное количество иероглифов в китайском языке определить сложно, но большинство источников говорят о существовании от 40 до 80 тысяч. В КНР официально принят «Стандартный список употребимых иероглифов», содержащий 8105 знаков. 

Во-вторых, в китайском языке используется тональная система, которая включает 4 основных тона и 1 нейтральный тон. Изменение тона при произнесении слова может изменить его значение. Например: слово ТА в разных тональностях будет означать-МАТЬ, КОНОПЛЯ, ЛОШАДЬ, РУГАТЬ. Вот такие метаморфозы существуют у китайского языка. 

Что касается грамматики, то грамматика китайского языка достаточно лёгкая. Она очень последовательна и логична. Слова в предложении стоят в определённом порядке и не могут меняться местами. Неизменность формы слова, то есть нет падежей, чисел, родов и спряжений. Одно и то же слово может быть и существительным, и глаголом, и прилагательным с похожим значением. Отсутствуют времена в привычном понимании. Часто понять, в каком времени построено предложение, можно только по контексту или показателям времени. 

Если слушать общающихся между собой китайцев, то улавливаешь музыкальность, напевность языка. Недаром 80% китайцев имеют хороший музыкальный слух и очень способны к изучению иностранных языков. 

И вам решать, стоит ли учить такой трудный язык. Но, в любом случае, при изучении иностранного языка развивается память, музыкальный слух, креативность мышления, повышается способность к многозадачности (переключение между различными языковыми системами), улучшается способность к обучению в целом. И, конечно же, это и изучение культуры другого народа, его традиций и философии.

 

Аносова Л. Н., педагог-психолог ОЦДиК