arrow_back

Учить детей думать – задача родителей

Современные родители часто увлечены внешними достижениями своих детей: оценками, грамотами, спортивными победами. Всё это, безусловно, важно, но гораздо важнее другое: научить ребёнка осознавать, почему он поступает так или иначе, понимать мотивы своих действий и оценивать последствия.

Еще великий педагог Василий Сухомлинский писал: «Умение мыслить — это умение видеть суть явлений, различать главное и второстепенное, принимать решения на основе разума и доброты». Это значит не навязывать ребёнку готовые ответы из собственного опыта, а развивать у него способность анализировать и делать осознанный выбор.

Примеры из жизни показывают нам важность такого подхода. Вот, например, в начальной школе мальчик ударил одноклассника за то, что тот смеялся над ним. Родители могли бы просто наказать сына — запретить мультики, телефон или поставить в угол. Но мудрая мама поступает иначе: она спокойно поговорит с ребёнком, выяснит причины его гнева и вместе с ним разберет ситуацию. В результате мальчик не просто получит наказание — он получит опыт понимания своих чувств и чувств других людей.

Такие маленькие шаги к развитию у ребёнка осмысленного отношения к жизни можно делать через самые простые ежедневные действия:

1.    Вместо резкого «нельзя» объяснять причины запрета и давать альтернативу.

2.    Вместо простого «молодец» за хорошую оценку спрашивать: что помогло добиться успеха, какие усилия были приложены и отметить успех.

3.    Вместо осуждения за ошибку обсуждать: что пошло не так и как можно исправить ситуацию, что может сделать именно ребенок в ситуации.

Ведь дети часто воспринимают события поверхностно: плохая оценка кажется приговором, ссора — признаком вражды. Но задача родителей — помочь ребёнку увидеть глубже, то, что скрыто. Двойка может быть следствием непонимания темы или усталости, а конфликт — попыткой отстоять границы, защититься или привлечь к себе внимание.

Когда ребёнок учится анализировать такие ситуации, он получает мощный инструмент для жизни. Он перестаёт быть пассивным объектом обстоятельств и становится активным творцом своей судьбы.

Поэтому научить ребёнка думать — значит подарить ему внутреннюю свободу: свободу выбирать, понимать, прощать и строить свою жизнь осознанно. Это гораздо ценнее любых медалей и сертификатов.

 

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК Погодин Валерий Викторович