arrow_back

Учимся читать, информация для родителей.

Любой родитель рано или поздно задается вопросом: «Когда пора приступать к обучению чтению ребенка?». Данный вопрос весьма актуален в преддверии начала обучения в школе. В этот момент родители сталкиваются с огромнейшим количеством предложений образовательных центров и частных репетиторов, которые обещают научить детей читать с пеленок, а также с большим выбором различных учебных пособий. Многочисленные форумы на бескрайних просторах сети пестрят сообщениями о том, что начинать читать надо как можно раньше, и что это будет большим подспорьем будущему первокласснику в успешном освоении школьной программы. Так ли это - рассмотрим ниже.

Что же такое чтение?

Чтение – это процесс восприятия и понимания письменной речи.

В каком возрасте ребенок «готов» приступить к овладению чтением? Период «готовности» наступает только к 5–6 годам. К этому возрасту большинство детей имеют нормированное звукопроизношение и хорошо различают звуки родного языка на слух.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия буквы и ее соотнесения с соответствующим звуком. Ребенок как бы расшифровывает буквенную модель слова, придает ему звуковую форму и понимает смысл написанного.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, тем самым переходя с одного уровня на другой. Кто-то пройдет все «уровни» быстро, кто-то медленнее. Это зависит во многом от индивидуальных особенностей ребенка. Овладение чтением можно условно разделить на несколько этапов:

Первый этап. (5+) 

Этап формирования устойчивой связи между звуком и буквой.  Сначала должны быть усвоены звуки и обозначающие их буквы, а только потом алфавит. Процесс осложняется тем, что в русском языке много букв, сходных по начертанию (С, Э, Ш, Щ), в связи с чем необходимо обращать внимание ребенка на существенные отличия между элементами букв.

В этот период ошибкой многих родителей является покупка говорящих азбук и алфавитов с некорректным озвучиванием, когда озвучивается буква, а не звук. Выбирая интерактивную игру, убедитесь в том, что при нажатии на букву издается звук, а не название буквы.

Усвоив звук и букву, ребенок начинает читать слоги. Для тренировки разумнее всего предлагать слоги, начинающиеся с гласного звука, так как они читаются легче, чем слоги, начинающиеся с согласных звуков.

Второй этап. 

Ребенок с легкостью читает слог, а вот слово только по слогам. Ребенок несколько раз повторяет слова, которые только что прочитаны для их осмысления.

Стоит предлагать ребенку тексты с минимальной смысловой нагрузкой, состоящие из коротких предложений.

Третий этап. 

Этап наступает после того, как ребенок начинает читать отдельные слова целиком. Здесь на первый план выходит осмысливание читаемого. Важным условием понимания прочитанного будет знание ребенком значения каждого слова и понимание связи между словами в предложении.

Родителям важно подбирать детям такую литературу, которая будет:

- соответствовать возрасту;
- небольшого объёма, чтоб ребенок после прочтения мог сказать: «Я прочитал!».

Это способствует укреплению уверенности ребенка в своих силах, осознание того, что он читает САМ!

Последний этап. 

Осознанное чтение. По-прежнему важным условием остается понимание ребенком значения читаемых слов и оборотов речи. Темп чтения уже довольно высокий и далее будет совершенствоваться в направлении развития беглости и выразительности.

Когда у ребенка навыки чтения уже сформированы, родители заставляют читать, бывает, дают сложную литературу, которая опережает возраст ребенка. Этого делать не стоит, всему свое время. Детям стоит давать читать немного, но с отчётом о прочитанном. Пусть литература соответствует возрасту ребенка. Если ребенку понять смысл прочитанного тяжело, то следует взять текст попроще, а если очень легко, то можно переходить к более сложным изданиям.

Овладение чтением занимает продолжительный период времени, начинать знакомить ребенка с буквенным обозначением звука лучше после пяти лет. Когда звукобуквенный образ у ребенка сформируется, окружающим ребенка взрослым стоит проявить терпение, ребенок должен пройти все «ступени» овладения чтением. Конечно, ошибки неизбежны, ведь малыш только учится читать. Не браните его за ошибки, а попробуйте прочесть трудное слово вместе. Лучшая помощь ребенку в это время – практика! Читайте с ребенком ежедневно по 5-10 минут и у него обязательно все получится.

При подготовке статьи использованы материалы:
Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург: изд-во КАРО, 2006.

Статью подготовила учитель-логопед Почтарь Л.С.