arrow_back

Учебная мотивация ребенка и не только…

Один из частых запросов, с которым обращаются ко мне родители и педагоги таков: ребенок не хочет учиться, как повысить его мотивацию, как сделать так, чтобы он захотел учиться? 

Рождение, а точнее возрождение этого желания (желания учиться) – вопрос не быстрый. Но если подойти к нему качественно, то решаемый. Почему «возрождение» – потому что я убеждена, что изначально природой предусмотрено желание учиться, эдакое врожденное любопытство ко всему новому. В силу разных причин оно может затухать или не проявляться в определенных сферах. 

Что значит «качественно» - не ожидать, что этот вопрос можно решить наскоком или несколькими мероприятиями. Желание учиться – тонкая материя, требующая такого же тонкого подхода.

Одним из помощников в решении этого вопроса может стать концепция Дэвида Рока о пяти социальных потребностях. Если они удовлетворяются, то вероятность того, что учебная мотивация ребенка проявиться – выше. 

Эти социальные потребности - в АВТОНОМНОСТИ, СТАТУСЕ, УВЕРЕННОСТИ, ОБЩНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ - наш мозг воспринимает как критически важные, особенно если речь идет о мотивации. 

Если они удовлетворяются, то человек ощущает это как желание двигаться вперед, что-то делать. Если не удовлетворяются, то для человека это переживается как угроза, и тогда учебная мотивация падает. 

Рассмотрим каждую из них подробней. И возможно уже в процессе чтения к вам придут идеи, как можно помочь своему ребенку. 

Области социального опыта человека (социальные потребности): 

Статус – чувство уважения, вызываемое положением в какой-то группе, например, в семье или классе.

Уверенность (Определенность) – возможность прогнозировать последствия, действия, некоторая уверенность в своем будущем. 

Автономность – чувство контроля над происходящими событиями, возможность выбора.

Общность (Связанность) – чувство безопасности рядом с другими, например, рядом с членами своей семьи, ощущение безопасности в мире, дружеские отношения.

Справедливость – восприятие справедливого обмена, равнозначности обменов между людьми.

Чем может помочь знание этих пяти областей опыта человека?

Статус

Взрослые часто для мотивации старшеклассников используют угрозы и запугивание, ожидая, что дети станут более старательно готовиться к экзаменам. Но эффект получают обратный. Это объясняется физиологически: воспринимая такие слова как угрозу головной мозг (префронтальная кора) получает меньше кислорода и глюкозы, что влияет на рабочую память и возможность сознательной обработки информации.  Поэтому в случае угрозы со стороны родителей или педагогов, ученику труднее найти ответы, решить, вспомнить или запомнить что-то.  

Стоит использовать такие слова и приемы влияния, чтобы это поддерживало самоуважение ребенка, показывало бы уважение к нему со стороны других людей. И самое простое, что можно делать — это давать конструктивную обратную связь, в присутствии других не сравнивать и не ругать, давать возможность ребенку чему-то научить вас.

Уверенность (Определенность)

Любые неопределенности, когда ребенок не знает, чего ожидать от родителя, от учителя, выбивает его из зоны комфорта, это очень изнурительно. Для детей важна предсказуемость и постоянство. Особенно для дошкольников.  

Наличие планов, четких соблюдаемых договоренностей, границ общения, понятных правил поведения, заранее проговоренных мероприятий – все это повышает ясность в жизни детей, снижает их уровень тревожности.  Например, бывают ситуации, когда родители ругают ребенка за то, что «он плохо себя ведет», а потом сетуют, что он не понимает, хотя его и ругают. На самом деле ребенок может действительно не понимать, за что его ругают, как в той песне про Алешу, что кошке дал галоши. Важно, чтобы родители могли четко объяснить ребенку, в чем проявляется это пресловутое «плохое поведение».

Автономность

Потеря контроля над своей жизнью и окружающими событиями повышает стресс, что меняет жизнедеятельность организма. Это может быть разрушительно для детского здоровья. Поэтому важно суметь задать рамки, в которых ребенок будет иметь самостоятельность. Чтобы то, что ему по силам, он делал сам. Это придает ребенку уверенности в себе. Он переживает ощущение «Я могу». И тогда учебные трудности, которые могут стать препятствием для ребенка, будут им восприниматься как решаемые сложности, а не катастрофа. 

Общность (связанность)

Если у человека нет безопасного общения с другими людьми, то это воспринимается им как одиночество и угроза. Поэтому важно, чтобы у ребенка в окружении были разного возраста люди, с которыми он мог бы доверительно общаться (по своей воле, а не потому что его настойчиво втягивают в общение). Порой таким человеком для ребенка становится психолог. 

Справедливость

Чувство справедливости — очень тонкая характеристика, вызывающая порой острую реакцию, особенно в подростковом возрасте.   Достаточно разного отношения к детям, чтобы в семье они начали ощущать угрозу. Расхождение в отношении к детям делает их несчастными. Например, когда шестилетнюю дочку папа радостно обнимает, хвалит за рисунок, а четырехлетнему сыну говорит, что у него нет времени рассматривать его рисунок.  

Опираясь на знание об этих потребностях, взрослым вполне под силу сохранить или возродить утраченную учебную мотивацию без использования стыжения, нотаций и угроз.

Е.А. Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК