arrow_back

У ребенка нет друзей

Друзья – это очень важно. Дружба добавляет в нашу жизнь веселье, лёгкость, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи, обогащает эмоционально и интеллектуально. Но что делать, если вы однажды понимаете, что ребёнок ни с кем не дружит? 

Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей. Но чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. 

К таким проблемам относятся: низкая самооценка, отсутствие коммуникативных навыков, неприятные черты характера: жадина, ябеда, нытик, вечный критик, обидчивый, заносчивый, всего боится и др.; родители запрещают – компания им не нравится, избалованность ребенка, агрессия, «нездоровый коллектив» – травля. ‍Помимо психологических проблем, материальное положение семьи также может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.

Что делать, родителям, если ребёнок ни с кем не дружит?

  1. Начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка - это также касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Например, можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. ‍
  2. Учить экологичной, здоровой коммуникации. Например, делиться, сопереживать, радоваться успехам других, не стесняться показать, что человек тебе интересен, самому рассказывать о своих увлечениях, не расстраиваться если ничего пока не выходит – значит встреча впереди!
  3. Вести с ребенком беседы, обсуждать ситуации «дружеских конфликтов», делиться своим опытом. 
  4. Поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте поощрять стремление к внешкольным активностям.

Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК. При подготовке статьи были использованы материалы из книги Л. Петрановской «Что делать, если…»