arrow_back

Тревожные родители, тревожные дети

Примерно 30 лет назад большинство детей в нашей стране были более самостоятельными. В 90-е годы многие родители были слишком заняты выживанием, зарабатыванием денег в разваливающейся стране. Дети же самостоятельно ходили в школу, выполняли уроки, занимались в кружках и секциях (как правило, тех, что выбирали сами, а не мама с папой), много гуляли, общались и проводили свободное время практически без сиюминутного надзора родителей.

Сегодня мы наблюдаем иную картину. Родители практически все свое свободное время уделяют заполнению досуга ребенка, стараются всячески с ним взаимодействовать и как-то занять. Отправляют на развивающие занятия чуть ли не с рождения (робототехника, английский язык, танцы, рисование, программирование, модельное шитье и пр. пр.). Уроки часто родители делают вместе с детьми вплоть до средней школы, а то и в ней. 

И если раньше подобный стиль воспитания был скорее характерен для представителей высшего общества, то сейчас это стало абсолютной нормой для всех. Школьники, которые самостоятельно выполняют уроки и обладают определенной степенью самостоятельности, стали скорее исключением.

Психологи связывают такую повышенную тревожность современных родителей за будущее детей с экономической дестабилизацией в стране и обществе. Родительский контроль повышается, отсюда растет детская несамостоятельность, и взросление откладывается на неопределенный срок.

Родительская тревожность приводит к тому, что у детей появляются завышенные ожидания о своих способностях, развивается страх неудачи, самооценка становится нестабильной или неадекватной. А поскольку ошибки и неудачи – естественная часть нашей жизни, то здоровья такой подход вряд ли прибавляет.

Поэтому, дорогие родители! Подумайте хорошенько в чем состоит главная ваша цель как родителя в развитии ребенка?

Думаю, вы согласитесь, что цель такова: быть понимающим родителем, осознающим реальные потребности и интересы своего ребенка и предоставляющим ему возможности для их удовлетворения.

Если вы хотите, чтобы ребенок занимался тем или иным видом деятельности, задайте себе в первую очередь вопрос: чьи потребности вы удовлетворяете, его или свои? Возможно, вы через ребенка восполняете то, что не смогли получить сами?

Ведь дети – наши лучшие учителя. Учитесь доверять их выбору и мечте. Да, мечты могут меняться (тут попробовал, здесь помечтал), но в этом и состоит познание своих потребностей, изучение себя, общества и окружающего мира. Принимая потребности ребенка такими, какие они есть, вы в первую очередь будете сами более спокойны, снизится напряженность в отношениях с детьми, а дети почувствуют себя более свободно и смогут больше вам доверять.

В случае если у вас не получается достигнуть нужного результата в общении с ребенком в плане его развития, можно обратиться за помощью к психологу. На консультации вы вместе со специалистом разберете интересующие вас вопросы и сможете выстроить оптимальную линию поведения с ребенком для достижения поставленных целей.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович