Тренируем память – игры для малышей! Рекомендации родителям по развитию памяти у детей
Период дошкольного детства – это время активного развития всех познавательных процессов, в том числе и памяти.
Ежедневно Ваш малыш, гуляя в парке или играя на детской площадке, видит, узнает и запоминает что-то новое. Но бывает и по-другому, например, Вы у ребенка спрашиваете: «Что ты сегодня делал в детском саду», а он отвечает: «Я не помню». И поэтому, нам взрослым, нужно уделять внимание развитию памяти малыша.
Что же такое память? Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.
ВИДЫ ПАМЯТИ:
- По сроку хранения информации:
- мгновенная (0,1 – 3 сек.)
- кратковременная (3 -30 сек)
- долговременная (может храниться годами) - По объекту запоминания:
- зрительная
- слуховая
- тактильная
- вкусовая
- обонятельная
- двигательная
- эмоциональная - По форме хранения информации в памяти:
- образная
- словесно-логическая - По участию воли в процессах памяти:
- произвольная (необходимы усилия)
- непроизвольная (информация запоминается сама по себе) - По участию мышления в процессах памяти:
- механическая (простое заучивание)
- логическая (запоминание смысла)
У каждого из нас, какой-то вид памяти развит лучше, нежели другой. Кто-то из Вас может сказать про себя: «Я хорошо запоминаю новую информацию на слух». А кто-то скажет: «Мне достаточно один раз посмотреть на предмет, и я его запомнил».
Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер (т.е. ребенок лучше запоминает ощущаемые предметы, образные картины и эмоционально окрашенные случаи и описания).
Используя описанные ниже игры и игровые упражнения, Вы сможете помочь развить у ребенка слуховую и зрительную память. Но не забывайте, уважаемые родители, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка не нужно.
Игры для развития зрительной памяти
1. Игра «Прятки»
Описание игры: разложите на столе перед ребенком несколько хорошо знакомых ему игрушек (до 5-ти шт.) Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами спрячьте одну игрушку. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какую игрушку Вы спрятали.
2. «Что изменилось?»
Описание игры: разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте переставьте предметы местами. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось.
3. Игра «Дорога домой»
Описание игры: во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
4. Игра «Что в мешочке?»
Описание игры: взрослый на глазах у ребенка кладет в непрозрачный мешочек 5 разных предметов. Затем ребенок должен вспомнить и перечислить, что лежит в мешочке.
5. Игра «Башня»
Описание игры: Взрослый, в присутствии ребенка, строит простую башню из кубиков и просит ребенка построить точно такую же.
6. Игра «У кого что было?
Описание игры: посадите перед ребенком трех игрушечных животных и «раздайте» каждой игрушке разные предметы: например, зайчику - кубик, мишке – мячик, обезьянке – машинку. Потом предложите малышу закрыть глаза и вспомнить, что держит в лапах зайчик, а что мишка, а что обезьянка.
7. Игра «Сказочная память»
Описание игры: если Ваш ребенок хорошо знает русские народные сказки, такие, например, как «Репка», «Колобок», «Теремок» то Вы можете поиграть в эту игру.
Подготовьте карточки с изображением персонажей одной из этих сказок и расскажите с их помощью сказку. А затем попросите ребенка самостоятельно выложить карточки в нужном порядке, например, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.
Упражнения для развития слуховой памяти
1. Игра «Слова»
Описание игры: предложите малышу запомнить 5 слов, которые не связаны по смыслу. Произносите слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу, а потом попросите малыша повторить все слова, сказанные вами.
2. Игра «Гуляем по зоопарку»
Описание игры: предложите ребенку закрыть глаза и пусть он представит, что гуляет по зоопарку. Дайте инструкцию «Я буду называть тебе животных, ты запоминай, кого я называю». Затем пусть ребенок откроет глаза и перечислит всех животных.
Список используемой литературы:
- Ашкинезер, Е.В. Развиваемся, играя.
- Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста.
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей.
Материал подготовила учитель-дефектолог ОЦДиК, в г. Гусеве Т.В. Кузнецова.