arrow_back

Тренируем память – игры для малышей! Рекомендации родителям по развитию памяти у детей

Период дошкольного детства – это время активного развития всех познавательных процессов, в том числе и памяти. 

Ежедневно Ваш малыш, гуляя в парке или играя на детской площадке, видит, узнает и запоминает что-то новое. Но бывает и по-другому, например, Вы у ребенка спрашиваете: «Что ты сегодня делал в детском саду», а он отвечает: «Я не помню».  И поэтому, нам взрослым, нужно уделять внимание развитию памяти малыша.

Что же такое память?  Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

ВИДЫ ПАМЯТИ:

  1. По сроку хранения информации:
    - мгновенная (0,1 – 3 сек.)
    - кратковременная (3 -30 сек)
    - долговременная (может храниться годами)
  2. По объекту запоминания:
    - зрительная
    - слуховая
    - тактильная
    - вкусовая
    - обонятельная
    - двигательная
    - эмоциональная
  3. По форме хранения информации в памяти:
    - образная
    - словесно-логическая      
  4. По участию воли в процессах памяти:
    - произвольная (необходимы усилия)
    - непроизвольная (информация запоминается сама по себе)
  5. По участию мышления в процессах памяти:
    - механическая (простое заучивание)
    - логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас, какой-то вид памяти развит лучше, нежели другой. Кто-то из Вас может сказать про себя: «Я хорошо запоминаю новую информацию на слух». А кто-то скажет: «Мне достаточно один раз посмотреть на предмет, и я его запомнил».

Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер (т.е. ребенок лучше запоминает ощущаемые предметы, образные картины и эмоционально окрашенные случаи и описания). 

Используя описанные ниже игры и игровые упражнения, Вы сможете помочь развить у ребенка слуховую и зрительную память. Но не забывайте, уважаемые родители, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка не нужно.

Игры для развития зрительной памяти

1. Игра «Прятки» 

Описание игры: разложите на столе перед ребенком несколько хорошо знакомых ему игрушек (до 5-ти шт.)  Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами спрячьте одну игрушку. Открыв глаза, ребенок должен сказать, какую игрушку Вы спрятали.

2. «Что изменилось?» 

Описание игры: разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте переставьте предметы местами. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось.

3. Игра «Дорога домой»

Описание игры: во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.

4. Игра «Что в мешочке?» 

Описание игры: взрослый на глазах у ребенка кладет в непрозрачный мешочек 5 разных предметов. Затем ребенок должен вспомнить и перечислить, что лежит в мешочке.

5. Игра «Башня» 

Описание игры: Взрослый, в присутствии ребенка, строит простую башню из кубиков и просит ребенка построить точно такую же. 

6. Игра «У кого что было?

Описание игры: посадите перед ребенком трех игрушечных животных и «раздайте» каждой игрушке разные предметы: например, зайчику - кубик, мишке – мячик, обезьянке – машинку. Потом предложите малышу закрыть глаза и вспомнить, что держит в лапах зайчик, а что мишка, а что обезьянка.

7. Игра «Сказочная память»

Описание игры: если Ваш ребенок хорошо знает русские народные сказки, такие, например, как «Репка», «Колобок», «Теремок» то Вы можете поиграть в эту игру.

Подготовьте карточки с изображением персонажей одной из этих сказок и расскажите с их помощью сказку. А затем попросите ребенка самостоятельно выложить карточки в нужном порядке, например, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.

Упражнения для развития слуховой памяти

1. Игра «Слова»

Описание игры: предложите малышу запомнить 5 слов, которые не связаны по смыслу. Произносите слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу, а потом попросите малыша повторить все слова, сказанные вами.

2. Игра «Гуляем по зоопарку»

Описание игры: предложите ребенку закрыть глаза и пусть он представит, что гуляет по зоопарку. Дайте инструкцию «Я буду называть тебе животных, ты запоминай, кого я называю». Затем пусть ребенок откроет глаза и перечислит всех животных.

Список используемой литературы:

  1. Ашкинезер, Е.В. Развиваемся, играя.
  2. Наумова О. М. Развиваем внимание и память. Развивающие задания для детей дошкольного возраста.
  3. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. 

Материал подготовила учитель-дефектолог ОЦДиК, в г. Гусеве Т.В. Кузнецова.