arrow_back

Тест. «искусство жить с детьми»

Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома! 

А.Макаренко

Ответы: да, нет, иногда, отчасти.

1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание?

2.Говорят ли ваши дети с вами «по душам», советуются ли с вами по «личным вопросам»?

3.Интересуются ли они вашей работой?

4.Знаете ли вы друзей ваших детей?

5.Бывают ли они у вас дома?

6.Участвуют ли дети с вами в хозяйственных заботах?

7. Есть ли у вас с ними общее занятие, увлечение?

8.Проверяете ли вы, как дети  выполняют домашнее задание?

9.Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10.А в «детских праздниках» - предпочитают ли, чтобы вы были с ними или хотят их проводить без взрослых?

11.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12.А телепередачи и фильмы?

13.Бываете ли вместе в театрах, музеях на выставках и концертах?

14.Участвуете ли с детьми в прогулках, туристических походах?

15.Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними?

Ответы «да» - оцениваются 2 балла; «иногда» - 1 балл; «нет» - 0 баллов. 

Результаты: более 20 баллов -  отношения с детьми можно считать благополучными; от 10 до 20 баллов – удовлетворительные, но недостаточно многосторонние, нужно дополнить, улучшить; менее 10 баллов – контакт явно недостаточен, видимо, нужно принимать срочные меры к улучшению.

 

Родителям подростков следует знать, что...

 

Для подростков характерны следующие характерологические реакции:

 

• Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», в нарушении установленных старшими порядков, правил. 

 

• Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой – требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. д. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявлением реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны – от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание – иначе я пропаду!».

 

• Реакция компенсации – это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в нарушении поведения , в худшем случае – участием в асоциальных компаниях, совершении правонарушений.

 

• Реакция группирования со сверстниками. У подростков есть острая необходимость в собственном самосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» – подростки становятся членами разных неформальных организаций. Группа для подростка становится главным регулятором поведения. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст подростка, тем больше состав группы. По мере взросления количество членов группы уменьшается. В возрасте 16-18 лет группа составляет 2-3 человека.

 

Что же делать родителям с «трудным» поведением своего ребенка ?

 

1.Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину  плохого поведения, учитывайте индивидуальность ребенка.

 

2.Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности.

 
 3.Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество и досуг подростка.

 
 4.Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала отклонения в  поведении проявляются эпизодически.

 

5.Необходимо найти сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать. В ребенка необходимо верить - это главное! Великое значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. 

 

Советы о том, чтобы Ваши отношения не зашли в тупик!

 

1.Цените откровенность детей, искренне интересуйтесь их проблемами. 


 2.Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в Вашу пользу.


 3. Не подшучивайте над детьми, не высмеивайте их чувства. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.


 4.Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что Ваша грубость вызовет ответную реакцию!

 

5.Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым Вы унизите его самого. Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом. Пригласите его (ее) подружку (друга) к себе, познакомьтесь - это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
 Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации.


 6.Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

 

Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально. Предлагаем несколько вариантов:

 

• Создать нестандартную ситуацию, когда подросток ожидает с вашей стороны сопротивление, недоверие, а взамен получает искренность и помощь в решении его вопросов.

 

• Поддержать одно из увлечений подростка, проявлять заинтересованность в хобби и увлечениях.

 

• Учредить семейную традицию, когда семья, собираясь вечером вместе, делится событиями, которые произошли с каждым из них в течение дня.

 

 

 

 

10 правил на все времена

 

1

«Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!»

 

2

«Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или “непозволительными” они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его».

 

3

«Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я – хороший”, а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение “со мной что-то не так”, “я плохой”».

4

«Не приученный к порядку и правилам, ребенок оказывается во власти минутных желаний, неуправляемых эмоций, случайных влияний. Мы говорим, что он разболтан, не организован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает, как себя вести, как организовать свои дела и время. Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни».

5

«Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования “на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию.

В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать».

6

«Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке».

 

7

«Наказание – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его – сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше».

8

«Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам».

 

9

«Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!”».

10

«Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным"».

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

 

 

ВСЕГДА

 

ВСЕГДА сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком.

ВСЕГДА принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями.

ВСЕГДА стремитесь проявлять интерес к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это жестом, восклицанием, мимикой.

ВСЕГДА поддерживайте стремление ребенка к общению с вами, все его проявления в этом направлении (улыбку вопрос, высказывание, стремление к ласке и т. д.). Помогайте ему выразить мысль, сформулировать вопрос.

ВСЕГДА соблюдайте принцип равенства в сотрудничестве с детьми. Ребенок имеет право на самостоятельное решение, право голоса в решении общей проблемы.

ВСЕГДА общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе взаимодействия с ним.

ВСЕГДА замечайте успехи ребенка, радуйтесь вместе с ним, проявляйте уверенность в его будущих успехах.

ВСЕГДА в общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной (речевой) его стороне, но и не­вербальной (неречевой). Используйте жест, взгляд, мимику.

 

К О Г Д А

 

КОГДА ваш ребенок просыпается, скажите ему: «Доброе утро» и ... нe ждите ответа. Начинайте день с доброй улыбки, а не с замечаний и ссор.

КОГДА ребенок выходит из дома, обязательно проводите его до дверей и скажите ему на дорогу: «Будь внимателен и осторожен!».

КОГДА сын или дочь возвращаются домой, встречайте их у дверей. Ребенок должен чувствовать, что вы рады его приходу даже если он провинился.

КОГДА ребенок возвращается домой из школы, не спрашивайте его об оценках или полученных замечаниях. Поинтересуйтесь: «Что сегодня было интерес­ного?»

КОГДА вы вместе с ребенком возвращаетесь домой, войдя в квартиру, произнесите: «Как все-таки хорошо у нас дома!» Этим вы ребенка привязываете к родным стенам, к дому где живет семья.

КОГДА вы браните ребенка, не употребляйте слов: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок хороший. Он лишь сегодня сделал что-то не так. Об этом и скажите ему.

КОГДА вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит.

КОГДА вам хочется сказать ребенку «Не ври», лучше улыбнитесь: «Кажется, кто-то говорит неправду».

КОГДА вы вместе с детьми смотрите телевизор и показывают нe скромные, на ваш взгляд, сцены, не позволяйте себе никаких замечаний, смотрите, как ни в чем нe бывало.

КОГДА ваш ребенок на каждом шагу требует: «Купи! Купи!», скажите ему: «Говори лучше: «А давай мы купим?» Этим вы покажете, что можно просить, а не требовать.

КОГДА ваш ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить eгo и даже не встречаться с ним взглядом. Это может разрушить мир, который он создал в игре.

 

Н И К О Г Д А

 

НИКОГДА не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

НИКОГДА нe заглядывайте в портфель и в карманы ребенка без его согласия, даже если вам кажется, что вы должны знать о ребенке все.

НИКОГДА не дразните ребенка за то, что он чего-то боится. He называйте его трусишкой. Относитесь к страхам спокойно. И тогда они скорее уйдут.

НИКОГДА в присутствии ребенка не запирайте дверь изнутри на 100 замков. От воров вы вряд ли спасетесь, но в сердце вашего ребенка может поселиться страх.

НИКОГДА не критикуйте никого при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе, а завтра дети плохо будут говорить о вас.

НИКОГДА нe попрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой», ни полом: «А еще мальчик», ни куском хлеба: «Мы тебя кормим».

НИКОГДА не выбрасывайте из дома «драгоценности» ваших детей, принесенные с улицы: у мальчиков это железки, у девочек - лоскутки, листочки.

НИКОГДА нe спрашивайте у сына или дочери о личном «дневнике». И уж тем более не старайтесь его найти и прочитать.