arrow_back

Темперамент ребенка

Определяем тип темперамента своего ребенка
(возраст 5-9 лет)

Темперамент считается врожденной характеристикой личности. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. И хотя чистые типы встречаются довольно редко, понимание о преобладающем темпераменте дает довольно важную информацию. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3-4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5-6 лет.

Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, какой тип темперамента у него наиболее выражен.

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. По результатам вы получите рекомендации по взаимодействию с ребенком, особенностям его поведения. Оптимальный результат теста будет получен, если возраст ребенка составляет 5-9 лет.

Понаблюдайте за своими детьми. Внимательно прочитайте все, что написано ниже, и определите, какие черты наиболее свойственны вам и вашему ребенку. Проделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

Только помните, что не стоит думать, что невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания - вина особенностей темперамента. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

 

ТЕСТ
Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку.

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.
б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.
в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.
г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?

а) Положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.
в) Бурные эмоции, гнев.
г) Робость, страх.

3. Реакция на наказания

а) Спокойная.
б) Без эмоций.
в) На словесные - спокойная, на остальные - с бурными реакциями протеста.
г) Обида, негативные эмоции.

4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).
г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

5. Какие игры предпочитает ребенок?

а) Любые, но, чтобы жизнь в них била ключом.
б) Спокойные, тихие, уединенные.
в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.
г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные – только с близкими.

6. Общителен ли Ваш ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?

а) Душа компании, лидер по выбору детей.
б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.
в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.
г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.
г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).
б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).
в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная
память).
г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе – долговременной).

10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности

а) Средняя (устает соответственно деятельности).
б) Низкая (практически не устает).
в) Средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций).
г) Высокая (устает от малейшей деятельности).

11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда.
б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).
в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).

12. Какие движения преобладают у ребенка?

а) Уверенные, точные, ритмичные.
б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.
в) Порывистые, резкие.
г) Неуверенные, неточные, суетливые.

13. Особенности речи

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.
г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

14. Особенности сна

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.
в) Засыпает долго и с трудом, спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.
г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?

а) Адаптировался легко, быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.
в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.
г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

РЕЗУЛЬТАТ

  • Если чаще встречаются варианты ответов а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник.

    Сангвиникам подходят яркие, живые профессии в которых он сможет утолить свои коммуникативные потребности, открыть новые горизонты, проявить креативность.

    Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, В. А. Моцарт, «Вождь мирового пролетариата» В. И. Ленин, Наполеон Бонапарт; сказочные герои: Винни-Пух, Мартышка из мультфильма «Удав, слонёнок, попугай и мартышка», Буратино из «Золотого ключика».
  • Если чаще встречаются варианты ответов  б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика.

    Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов; персонаж крокодила Генны из мультфильма Э.Успенского «Чебурашка».
  • Если чаще встречаются варианты ответов  в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный – холерик.

    Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они –  лидеры. Этот тип темперамента выделяется большой устойчивостью к стрессам. Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин; герои фильмов и мультфильмов: Арамис из «Трёх мушкетёров», Карабас-Барабас из «Золотого ключика», Пятачок из «Винни-Пуха».
  • Если чаще встречаются варианты ответов г), то преобладает темперамент меланхолика.

    Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, так как «общение» с компьютерами у них выходит намного лучше. Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь; сказочный персонаж: ослик Иа из «Вини-пуха».

 

Зачем нам нужно знать особенности темперамента своего ребенка?

Вам, наверно, не один раз приходилось наблюдать, как по-разному реагируют разные дети на одну и ту же самую ситуацию. Лучше всего это видно в песочнице или в детском коллективе, предоставленном самому себе. Вот кто-то безутешно и долго плачет от того, что у него отобрали игрушку, кто-то спокойно переключается на что-то другое, «ничье», кто-то дает сдачу и пытается забрать игрушку назад, или ищет маминой помощи и поддержки - но в любом случае ведет себя активно. А кто-то, быстро дав сдачу, сам отбирает игрушку у другого малыша. Люди, не принимающие во внимание такое понятие как «темперамент», сразу бросаются обвинять ребенка или его маму в том, что ребенок ведет себя неподобающим образом. 

Согласно словарю, темперамент — характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Добавлю – врожденная характеристика. То есть темперамент не нужно стараться переделывать, он определен «устройством» нашей нервной системы и, как правило, не меняется в течение всей жизни. Темперамент не хорош, не плох, желательно просто знать его, чтобы использовать его сильные стороны и учитывать слабые. Дело в том, что от темперамента ребенка во многом зависит эффективность взаимодействия с ним. Зная эти особенности и понимая их, отдавая себе отчет в том, какой у вас ребенок, вы очень сильно облегчите себе жизнь. 

Обращаю ваше внимание на то, что темпераменты в чистом виде почти никогда не встречаются, как правило, они перемешиваются в той или иной комбинации.

 

Холерик

Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности. Дети-холерики обычно шумные, активные, несдержанные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение может быстро меняться. Ощущают сложности в приспосабливании к всевозможным запретам, установленным порядкам, требованиям старших. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом. Эмоциональные переживания – сильные, кратковременные. Отношение к новому – положительное. Самооценка – значительно завышенная. 

Частые проблемы:

  • часто они настолько увлечены очередной своей идеей, что просто не слышат ваших указаний;
  • задания бросаются выполнять, недослушав до конца, все делают быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;
  • с трудом идут на компромисс, бывают вспыльчивы и агрессивны не в меру;
  • излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным ситуациям;
  • очень общительны, но легко могут поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В детском саду, начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от воспитателей и учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;
  • проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

Ошибки взрослых:

жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Особенности обучения 

Слабые стороны: на занятиях могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело». Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Рекомендации родителям и воспитателям:

  • речь взрослого должна быть тихой и спокойной во время бесед с ребенком-холериком;
  • обязательный режим дня и его соблюдение;
  • не стоит подавлять активность, ему она крайне необходима.  Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь по дому, но за несколько часов до сна необходимо организовать спокойные игры;
  • вырабатывать усидчивость, и улучшать внимание. Этому способствуют настольные игры, конструирование, рисование, лепка;
  • не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом;
  • монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно, разбивая на этапы;
  • там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике;
  • во время командных игр нужно способствовать тому, чтобы он придерживался правил и учился контролировать свое поведение;
  • создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать задания на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

 

Сангвиник

«С кем ты дружишь?» - «Со всеми!» Оживленный, уверенный, сильный, уравновешенный и приветливый ребенок, который легко идет на контакт. Искренний, веселый. Это ребенок –«солнце» - обычно в хорошем настроении, любознателен, умеет контролировать свои эмоции. Сангвиники легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Разговаривают преимущественно громко, быстро, эмоционально. Речь обычно сопровождается ярко выраженной мимикой и жестикуляцией. Вырастая, производят впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходятся с людьми, приспосабливаются к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряют чувства юмора, оставаясь собранными и деловитыми.

Эмоциональные переживания - поверхностные, кратковременные. Отношение к новому – любопытное. Самооценка – завышенная.

Частые проблемы:

  • если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко «забудет» о ней и займется чем-то более интересным;
  • если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;
  • не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки взрослых:

Cангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру.

Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Особенности обучения 

Слабые стороны: легко отвлекаются без контроля, поверхностно вникают в суть задания. Часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает «на лету», способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Рекомендации родителям и воспитателям:

  • грамотная организация его рабочего места. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание;
  • контроль за выполнением заданий. Важно, чтобы дело было доведено до конца и качественно;
  • чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше;
  • выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы;
  • следует быть настойчивым и строгим в воспитании сангвиника.

 

Флегматик

«Два плюс два -  равно пять и всё, «по барабану!». Спокойный, медленный, усидчивый и сдержанный ребенок. Довольно терпелив, в том числе и к физической боли. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. Разговаривает не спеша, спокойно, плавно, не выражая эмоций, без жестов и мимики. Эмоциональные переживания –слабые, кратковременные. Играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Имеет узкий круг общения с детьми. Отличается стабильностью в привязанности. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком. Не фантазер и не выдумщик. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, неудачи не выводят его из себя. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Любит покушать и поспать, в еде непривередлив.   Отношение к новому – отрицательное.   Самооценка – адекватная.

Частые проблемы:

  • пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;
  • если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради «Классная работа»;
  • попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;
  • маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;
  • хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;
  • предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки взрослых:

  • не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Просто начните раньше;
  • не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
  • не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми» прозвищами -  у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности;
  • наберитесь терпения и не спешите сделать все за него, иначе он вообще перестанет что-либо делать сам;

Особенности обучения: 

Слабые стороны: флегматикам трудно «раскачаться», начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут «зависать» на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути. Колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю. 

Он способен устроить скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня. 

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это «железно» информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром.

Рекомендации родителям и воспитателям:

  • режим дня, питания, сна. События должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует;
  • будьте терпимы к его медлительности - упреки и повышение голоса не приведут к убыстрению;
  • ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу;
  • если ребенок быстро и качественно справился с определенным заданием, похвалите;
  • поощряйте подвижные игры.

 

Меланхолик

«Меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания». (А. Шопенгауэр)

Эти дети, теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя, не уверенны в себе. Спорят редко, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Не пытаются быть лидерами. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. С незнакомыми людьми робкие, скрытные, боязливые, хотя в обычном, благоприятном окружении смышленые, чуткие и отзывчивые. Их внутренний мир невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Им присуща легкая ранимость. Речь негромкая, они быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки. Нуждаются в поддержке и одобрении близких. Очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. В детстве ведут себя, как «маленькие взрослые»- очень рассудительны, любит находить всему объяснение. Любят уединение. Часто производят впечатление замкнутых людей. Среди близких выбирают одного, с кем полностью откровенны и делятся с ним своими переживаниями. Разглашение их тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе. В постели долго мечтают и размышляют.

Меланхолики вовсе не несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество. Эмоциональные переживания – глубокие, длительные.  Отношение к новому -  пессимистичное.  Самооценка – низкая.

Частые проблемы:

  • делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: «У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь!»;
  • в детском летнем лагере первые три недели — это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;
  • отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: «Все равно ничего у меня не выйдет…»;
  • вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

Ошибки взрослых:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем. Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, родители (воспитатели, учителя) только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Особенности обучения 

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Рекомендации родителям и воспитателям:

  • режима дня и его соблюдение. Чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит;
  • общайтесь с ребенком-меланхоликом исключительно спокойным тоном;
  • задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее;
  • монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно;
  • позитивная совместная деятельность;
  • учите быть готовым к разным сложным ситуациям. Проигрывайте их;
  • чаще хвалите и подбадривайте, показывайте его ценность для вас.

В статье использованы материалы с Интернет -ресурсов: http://doshkolnik.ru, https://www.ya-roditel.ru, https://urok.1sept.ru, http://dety-3.ru.

Материал подготовила Якунина Светлана Геннадиевна, педагог- психолог ОЦДиК