arrow_back

Техника для развития эмоционального интеллекта детей

В последнее время очень много говорят о значимости эмоционального интеллекта в жизни каждого человека. Действительно, высокий показатель интеллекта (IQ) не дает гарантий успешности в карьере и семейной, личной жизни.

Мы все живем в социуме, вступаем в различные отношения с другими людьми, поэтому нам необходимо обладать определенными навыками для взаимодействия.

Распознавать собственные и чужие эмоции, контролировать их и управлять ими, понимать мотивацию и желания – все это составляет основу эмоционального интеллекта. 

Жизнь импульсивного человека, который не может сдерживать свои эмоции или «человека в футляре», который не показывает никому свои истинные чувства, не завидна. Обиды, конфликты, одиночество – их частые спутники.

По этой причине важно развивать эмпатию, самоконтроль и самопознание у себя и своих детей. 

Азы эмоционального интеллекта можно освоить с помощью простой когнитивно-поведенческой техники ABC. Она помогает ребенку понять, как связаны его мысли, чувства и следующие за ними действия (поведенческая реакция).

Итак, в АВС-модель входит:

  • А – событие, которое происходит.
  • В – мысли, которые возникают в ответ на это событие.
  • С – эмоциональные и поведенческие реакции, которые следуют за мыслями.

Пример: Ребенок ложится спать и слышит шорох за дверью шкафа (А). Он думает, что за дверью что-то страшное и жуткое (В). Он начинает бояться и зовет родителей (С).

Если ребенок уловит эту последовательность – он сможет повлиять на В и изменить С. Ведь наше состояние зависит от того, как мы интерпретируем события (это, кстати, работает и со взрослыми).

Как может выглядеть анализ ситуации по модели АВС?

Необходимо задать ребенку некоторые вопросы:

  • Вопрос о событии (А) Расскажи, пожалуйста, что случилось?
  • Вопрос о мыслях (В) О чем ты тогда подумал? Какие мысли тебе приходили в голову в тот момент? 
  • Вопрос о чувствах и эмоциях (С) Что ты почувствовал после этого? Что ты сделал тогда?

Часто детям трудно ответить на вопрос о мыслях (В), и это нормально.
В таком случае родители могут сначала узнать у ребенка о его чувствах и эмоциях в ответ на ситуацию (С) – это тоже будет очень полезно! 

Такой анализ проблемной ситуаций может стать первым шагом в тренировке эмоционального интеллекта вашего ребенка! Осознавая причину и следствие, ребенок научится себя лучше понимать, контролировать свое отношение к тем или иным событиям.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович