arrow_back

Сюжетно-ролевые игры

Так как каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь взросления и становления личности, то и возраст освоения сюжетно-ролевыми играми будет разным. Однако, в среднем сюжетно-ролевые игры начинают занимать дошкольника ориентировочно с трёх лет. У некоторых ребят такие игры могут продолжаться даже до окончания начальной школы. Наиболее популярными социально-ролевыми (сюжетно-ролевыми) играми у российских школьников являются «дочки-матери», «магазин», «парикмахерская», «на приеме у врача». В ходе многолетних наблюдений ведущими педагогами было доказано особое значение таких игр в формировании коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта у дошкольника (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович и другие). 

1.          В процессе сюжетно-ролевой игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, делиться ролями и принимать решения. Особый фактор – это умение работать в команде, что способствует формированию навыков сотрудничества и уважения к другим. Например, в игре «Магазин» дети учатся помогать друг другу: совместно накрывают стол, расставляют все угощения, которые приобрели в магазине, и активно помогают друг другу.

2.           Освоение социальных ролей. В игре «Дочки-матери» дети примеряют на себя роли родителей, детей и других членов семьи. Это помогает им понять, как функционируют семейные отношения и какие обязанности могут быть у разных членов семьи.

3.          Развитие речи. В процессе игры дети активно общаются друг с другом, что помогает развивать их речевые навыки и учиться правильно формулировать мысли. Например, в игре «Парикмахерская» у дошкольника развивается словарный запас, ведь дети называют и используют в речи слова по теме «Парикмахерская»: парикмахер, фен, мастер, ножницы, плойка, бигуди, расчёска и другие. Игра «Продуктовая корзина» из серии «Магазин» помимо привнесения в речь ребенка множества сложных слов и словосочетаний развивает логическое мышление, когда формируя продуктовую корзину ребенок сортирует продукты на группы молочные, рыбные, мучные, мясные и т.д.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры не только развлекают детей, но и являются важным инструментом для их всестороннего и гармоничного развития. Игры помогают формировать навыки, которые будут полезны детям в процессе социализации.

 

Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК

Карпузовой Л.В.