arrow_back

Стоит ли мотивировать ребенка деньгами?

Можно ли выдавать детям деньги за успехи в учебе, выполнение домашних обязанностей и прочие активности? Спорный вопрос. Конечно, каждый родитель сам решает, каким образом ему строить взаимоотношения со своим ребенком. Но, принимая то или иное решение, стоит учитывать некоторые моменты. 

1. Некоторые родители считают, что учеба для ребенка – это как работа для взрослого.

Это не совсем так. Во-первых, неверно сводить вознаграждение за работу взрослого только к зарплате. Работая, мы реализовываемся профессионально, получаем новые возможности и т. д. Во-вторых, за свою «работу» в школе ребенок получает, прежде всего, знания, которые станут фундаментом всего его последующего образования. Получая за хорошие оценки деньги, школьник будет стремиться не к приобретению знаний, а исключительно к высоким оценкам, которые не всегда отражает реальные знания. Таким образом происходит сдвиг в мотивации и подмена правильных целей. Более того, погоня за баллами не даст ребенку понять, какой предмет ему на самом деле больше нравится и с каким направлением хочется связать будущее.

2. Ребенка нужно с детства учить, как правильно распоряжаться деньгами. 

Это очень тонкий момент. Здесь важно не подменить ценность процесса обучения материальной компенсацией. Возможно, стоит поощрять не каждую оценку, а более крупные достижения – хорошее окончание четверти или года, либо за усердие над конкретным предметом, который никак не поддавался, но благодаря упорному труду ребенку удалось с ним справиться.

3. Деньги – самая быстрая и эффективная мотивация для современного школьника.

Да, мотивация эффективная – но есть нюанс: она кратковременна. Либо же вам постоянно придется повышать сумму вознаграждения. Также стоит учитывать, что финансовые реки могут по какой-нибудь причине обмелеть. Например, деньги уйдут на покупку новой квартиры или дорогостоящий отдых, а привычка получать вознаграждения за учебу у ребенка останется. Тогда не избежать трений и конфликтов. Поэтому лучше постараться и проявить фантазию: например, придумать разнообразные методы поощрения – увлекательные поездки, покупки, совместное времяпрепровождение, возможность остаться с ночевкой у друга и т.д. 

Деньги – самый простой способ мотивации. Главное, чтобы это не было возможностью откупиться от ребенка, что может быть очень соблазнительным для занятых родителей, у которых вследствие загруженности почти нет времени. Кроме того, стоит учитывать, то, что мотивация деньгами может разрушить здоровые взаимоотношения с ребенком, которые обычно строятся на доверии, взаимной поддержке, уважении. Оплачивая каждую хорошую оценку, вы прививаете прагматический подход к взаимоотношениям.

Итак, мотивировать школьника деньгами, можно, но не стоит это делать слишком часто, большими суммами и переводя ваши отношения в сферу взаимовыгодного сотрудничества. Постарайтесь выработать у вашего ребенка понимание, что главный смысл его обучения – знания. Ребенок, заинтересованный в получении образования, и без подарков одолеет учебную программу, а школьников, которые занимаются спустя рукава, без интереса и морального стимула, никакие деньги не сделают прилежными и старательными. Но тем не менее, время от времени им можно давать возможность заработка, а также прививать финансовую грамотность. Но в любом случае, решение о методах мотивации остается за родителями.

 

При подготовке статьи были использованы следующие источники: 

  • С. Чуднявцев «Непослушное солнце или как перестать кричать на своего ребенка», 
  • Л. Петрановская «Если с ребенком трудно»; https://mel.fm/vospitaniye/intervyu/6245091-pay_for_homework 

Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК