arrow_back

Стёртая дизартрия – что это?


Стёртая дизартрия – распространённый неврологический диагноз среди детей с нарушением речи. Давайте разберёмся, что это такое.

Дизартрии представляют собой сложные нарушения речи, включающие расстройства звукопроизношения и просодики.

Причинами возникновения дизартрий у детей является влияние различных неблагоприятных факторов, воздействующих на нервную систему плода во внутриутробном периоде развития, в момент родов и в период новорожденности, среди которых наиболее важное значение имеют гипоксия, асфиксия и родовая травма.

Под влиянием этих факторов возникают поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:

  • периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, нёба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);
  • ядра этих периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
  • ядра, расположенные в стволе и в подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные безусловно-рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально-выразительных восклицаний.

Таким образом, мы видим, что у детей с дизартрией всегда присутствует органическое поражение центральной и периферической нервной системы.

Общими клиническими признаками дизартрий у детей являются:

  • нарушение мышечного тонуса;
  • нарушение артикуляционной моторики;
  • нарушение голосообразования;
  • нарушение дыхания;
  • нарушение произносительной стороны речи.

Степень выраженности дизартрии бывает разная: от анартрии (полной невозможности говорить, что встречается у детей с ДЦП) до минимальных дизартрических проявлений, которые и принято называть стёртой дизартрией.

Речевое развитие детей со стёртой дизартрией несколько отстает от нормы. Слова появляются после полутора лет, фраза – к трём годам. К пяти годам жизни звукопроизношение не соответствует звуковой норме родного языка. Для детей со стертой дизартрией характерно нарушено произношения нескольких групп звуков (полиморфность нарушения звукопроизношения). Наиболее часто нарушается произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков, которое проявляется в наличии искажения, а также отсутствия звуков, реже в заменах звуков. У некоторых детей отмечаются дефекты оглушения, озвончения звуков.

Нарушения произношения носят стойкий характер, не проходят по мере взросления ребёнка и требуют специальной коррекции.

Для таких детей особенно характерным является то, что у них страдает просодическое оформление устной речи. Голос часто хриплый, иногда сиплый, нередко имеется невыраженный носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. Внятность произношения в речевом потоке недостаточно чёткая. В процессе речи накапливают слюну во рту. Затруднено формирование автоматизации сглатывания. Между фразами отсутствует пауза. Зато могут быть необоснованные паузы в середине фразы из-за недостаточно развитого речевого дыхания, когда выдох укорочен и в процессе связного речевого высказывания делаются дополнительные вдохи. Интонационная выразительность речи развита недостаточно. Повествовательная интонация практически не выявляется в контекстной речи и при чтении стихов, что ведет к слиянию отдельных фраз, отсутствию завершенности интонационного высказывания.

При стёртой дизартрии нарушена не только артикуляционная моторика, но и мелкая моторика пальцев рук. Страдает объём, точность, темп и переключаемость движений, затруднено формирование графо-моторных навыков. Крупная моторика у детей несколько отстает в своем развитии, отличается сниженными пластичностью и грациозностью.

Фонематическое восприятие (различение звуков речи на слух) парциально нарушено и касается тех звуков, которые искажены или отсутствуют в устной речи. Особым свойством фонематического восприятия при дизартрии является то, что дети хорошо слышат ошибки звукопроизношения в чужой речи и не ощущают своих.

Таким образом, дети с дизартрией нуждаются в специализированной комплексной медико-педагогической помощи, которую осуществляют невропатолог, логопед и психолог. Как правило, при своевременно начатой коррекции, нарушения произносительной стороны речи к началу школьного обучения оказываются компенсированными. Тем не менее, при переходе к более сложному уровню речевого развития (овладение чтением и письмом), дети со стёртой дизартрией находятся в группе риска по возникновению нарушений чтения и письма.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Белякова Л.И., Волоскова Н.Н.  Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009;
  • Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998;
  • Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г. Логопедия. Методическое наследие. Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: Ч.2: Ринолалия, дизартрия. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Материал подготовила Кулиш Светлана Сергеевна, учитель-логопед ОЦДиК.