arrow_back

Советы логопеда. С чего начать подготовку ребёнка к школе? что должен знать ребёнок, идущий в школу?

Обычно заботливые родители идут в книжный магазин и покупают... Правильно, много-много книг, прописей, букварей и азбук. В конечном итоге и половина материала остается не использованной, потому что темы в книгах повторяются, заданий очень много и все их выполнять успеть невозможно. Мой вам совет: берите по одной книге каждой тематики или одну книгу, в которой все объединено, — это всевозможные серии книг, энциклопедии по подготовке детей к школе. Не бойтесь того, что вы что-то упустите и не скажете ребенку, после того как вы пройдете весь материал, можно приобрести новые прописи, книги с более сложными заданиями.

Накопление словарного запаса наиболее эффективно проходит  по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы», «Посуда»,   «Транспорт» и т.д. Для  занятий можно использовать серию альбомов, разработанных  Н.Э Теремковой «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет» (издательство «Гном»). На практическом материале лексических тем у ребёнка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи, совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление), идёт отработка правильного употребления грамматических категорий.  

Готовить к школе ребенка нужно постепенно и начинать можно уже с трех лет. Книги и тетради покупайте соответственно возрасту. Не торопитесь, чтобы не переусердствовать и не лишить ребенка желания учиться. Ваша задача состоит в том, чтобы привить ребенку тягу к познаниям, развивать и поддерживать его интересы. Не давите на ребенка и не сравнивайте его с другими детьми. 

Разговаривайте с ребёнком, отвечайте на его вопросы, читайте сказки, книги, пойте детские песенки. Речевой материал   с музыкальным сопровождением можно найти у Екатерины Железновой (диски):

 «Весёлая логоритмика», 

 «Пальчиковые игры»,

 «Сказки-шумелки». 

Эти игры развивают координацию слова и движения, чувство ритма, артикуляционную и общую моторику.

 Если у ребенка что-то не получается, пробуйте снова, терпеливо хваля его за то, что он старается. Все равно не получается? Не понимает? Вернитесь к этой теме чуть позже, когда ребенок немного подрастет.  Проводите занятия в игровой форме, чтобы ребёнку  было интересно и весело. 

Как можно построить занятия с ребенком дома?

Если вы решили проводить занятия дома, особенно внимательно отнеситесь к выбору книг для ваших занятий. Посоветуйтесь со специалистами детского сада: психологом, логопедом, воспитателем. Спрашивайте ребёнка о том, что он узнал в детском саду, закрепляйте и развивайте эти знания. Сделайте выполнение заданий ежедневным ритуалом, создавайте положительный эмоциональный фон во время занятий. Проводите занятия в игре, пусть участником занятий будет любимая игрушка ребёнка.

 

Чтобы добиться положительного эффекта, вам необходимо:

 

■ Проводить занятия ежедневно и заранее составлять план их проведения.

■ Вы должны понимать, к какой конечной цели вы идете. Если ваша цель — научить ребенка считать до 10, тогда на всех занятиях обязательно обыгрывайте эту тему хотя бы вскользь. Во время рисования или лепки спросите ребенка, сколько он нарисовал цветочков или сколько он слепил шариков зеленого цвета.

■ Каждое занятие обязательно начинайте с повторения. То, что нужно запомнить, обязательно повторите в конце урока.

■ Время занятий увеличивайте постепенно, но их продолжительность не должна превышать 30-35 минут (для ребёнка 6-7) лет, 20-25 минут (для ребёнка 4-5 лет). Для того, чтобы ребенок научился ощущать время, можно использовать песочные часы. Это помогает ребенку видеть, сколько времени у него осталось до конца занятия и сколько он может успеть за отведенное ему время.

■ Следите, чтобы ребенок не утомлялся на занятиях. Если видите, что он устал, тут же смените направление занятия, сделайте переменку: проведите зрительную гимнастику, пальчиковые упражнения, физкультминутку.

■ Обязательно, ненадолго оставляйте ребенка одного, для того чтобы он мог самостоятельно делать заданное вами упражнение.

Что нужно развивать?

Память, произвольное внимание, речь, восприятие, пространственную ориентацию, глазомер, моторику, воображение.

 

Что примерно должен знать ребенок перед школой.

■ Свое имя и фамилию.

■ Дату своего рождения и сколько ему лет.

■ Свой домашний адрес.

■ Некоторые страны.

■ Имена родителей (имя, отчество, фамилия).

■ Времена года и их последовательность.

■ Месяца и их количество.

■ Сколько дней в неделе и их названия, какие дни рабочие, а какие выходные.

■ Ориентироваться во времени, знать время суток.

■ Что такое живая, а что такое не живая природа.

■ Отличать диких животных от домашних.

■ Уметь правильно назвать детенышей (у лошади — жеребенок, у коровы — теленок...).

■ Какая бывает погода (солнечная, ясная, пасмурная и т. д.)

■ Какие погодные явления бывают зимой, весной, летом и осенью.

■ Названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб.

■ Уметь отличать деревья от кустарников.

■ Уметь отличать фрукты от ягод и овощей.

■ Находить лишний предмет в группе.

■ Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.

■ Основные цвета.

■ Ориентироваться, где право, а где лево.

■ Ориентироваться на листе бумаге (верхний угол слева, верхний угол справа и т. д.).

■ Названия известных видов спорта.

■ Названия часто встречающихся профессий.

■ Названия основных строительных инструментов.

■ Названия нескольких музыкальных инструментов.

■ Основные правила дорожного движения и основные дорожные знаки.

■ Знать, что относится к посуде, к мебели, канцелярским принадлежностям.

■ Фамилии известных писателей и поэтов, названия известных сказок.

■ Знать наизусть стихотворения.

■ Основные праздники.

■ Считать до 10 в прямом и обратном порядке.

■ Складывать и вычитать в пределах десятка, понимать состав числа.

■ Читать, хотя бы по слогам.

■ Знать понятия «больше», «меньше», «равно».

■ Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.

■ Уметь решать простые арифметические задачки.

■ Знать основные геометрические фигуры.

■ Печатать, писать печатными буквами.

■ Различать буквы и звуки (буквы- видим, читаем и пишем, звуки мы произносим и слышим).

■ Отличать гласные звуки от согласных, знать, что согласные бывают твёрдые - мягкие, звонкие-глухие.

■ Уметь находить заданный звук в слове и определять, в какой части слова он находится (в начале, середине и конце слова).

■ Уметь делить слово на слоги (сколько в слове гласных, столько и слогов).

■ Уметь копировать простые узоры по клеткам, продолжить ряд, дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.

■ Уметь продолжать ряд по линии, заданного фрагмента: палочки, кружочки, крючочки и т. д.

■ Графические диктанты  (рисунки по клеточкам под диктовку взрослого).

■ Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.

■ Уметь пересказывать, составлять рассказ по картинкам, использовать в своем рассказе прилагательные, наречия

■ Уметь правильно держать ручку и карандаш в руке.

■ Уметь аккуратно обводить по контуру рисунок, закрашивать его.

Не стоит перегружать ребёнка учебными заданиями, важно выполнять их систематически, стимулировать интерес ребёнка.               

Желаю вам успехов в нелёгком деле освоения новых знаний!

Учитель-логопед Масленко Е.В.