Снимаем напряжение с помощью сенсорного воздействия
Чтобы помочь ребенку избавиться от стрессов и страхов используйте приемы и игры с сенсорным воздействием. Называется сложно, а играть в них легко и просто. Они позитивно воздействуют на нервную систему ребенка: стимулируют выработку окситоцина – гормона, который помогает успокоиться и почувствовать любовь, а также улучшает сон. Они также уменьшают количество кортизола – стрессового гормона, из-за которого дети становятся раздражительными и плохо засыпают.
1. «Я в домике!»
Когда малыш «в растрепанных чувствах», тревожится, устал или вернулся с веселого праздника с сенсорными перегрузками, предложите ему следующую игру: возьмите два стула, поставьте спинками друг-другу на некотором расстоянии, накройте их покрывалом так, чтобы получился «домик» («палатка»).
Предложите своему ребенку спрятаться «в домике». Так он сможет закрыться от раздражителей, восстановить личные границы, почувствовать себя в безопасности и вернуться в норму.
2. Игра «Кокон»
Малыша надо запеленать в одеяло или плед, как младенца, плотно укутав ножки, ручки и плечи, имитируя объятия всего тела. Ребенок полежит спокойно несколько минут, в то время как равномерное давление на тело его успокоит.
Особенно это полезно для детей, начинающих посещать детский сад – играйте в нее перед сном (не забывайте распеленать).
3. «Веретено»
На кровати или на одеяле на полу ребенок ложиться и вытягивается, а вы его подкатываете к себе и обнимаете. Как только ребенок начинает пытаться вылезти из ваших объятий – откатывайте его о себя. Потом опять к себе. И так несколько раз.
4. При стрессе полезно использовать сенсорную стимуляцию. Например, визуальную: посмотрите любимые фотографии; посмотрите в окно, понаблюдайте за облаками.
Слуховую: спойте любимую песенку; послушайте приятную музыку; обратите внимание на звуки вокруг.
Вкусовую: скушайте кусочек темного шоколада или любимый фрукт; похрустите морковкой.
Запахи: понюхайте цветы, специи на кухне; откройте окно и подышите свежим воздухом.
Прикосновения: погладьте собаку или кошку; подержите любимую игрушку; наденьте мягкую и теплую одежду.
Движение: побегайте на месте, попрыгайте, потанцуйте; сходите на прогулку.
Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК