Синдром Карлсона: опасен ли ребенку воображаемый друг?
Синдром Карлсона не психический диагноз, а скорее, это особенность детского воображения. Данная психологическая особенность проявляется у детей с 3 лет, к 7 годам симптомы исчезают. Информация о распространенности синдрома отсутствует – часто проявления не вызывают беспокойства родителей, проходят самостоятельно, не препятствуя развитию, социализации ребенка.
Название синдрома возникло благодаря повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» о мальчике и воображаемом человечке, живущем на крыше. Особенность дружбы персонажей книги – встречи происходят при переживании одиночества, обиды, грусти ребенком. Общение с Карлсоном компенсирует мягкость, нерешительность Малыша, направлено против требований, запретов родителей.
О синдроме Карлсона слышал далеко не каждый родитель, и далеко не каждый с ним сталкивался, потому как такая особенность свойственна не каждому ребенку – выдумывать себе доброго друга и некоторое время «жить» с ним бок о бок, а все-таки привилегия творчески одаренных и необычных детей, щедро наделенных воображением.
Узнав о существовании выдуманного друга, не спешите махать руками на ребенка, запрещать ему фантазировать или думать, что он болен или ненормален. Потому как данный синдром - это не раздвоение личности и не признаки шизофрении – ребенок «дружит» не с самим собой, а именно с другом, то есть другим, пусть даже и выдуманным.
Не пугайте его и не пугайтесь сами, и не спешите записываться к психиатру. Попробуйте сначала разобраться самостоятельно. Поговорите с малышом, расспросите, что за персонаж стал для него самым главным другом. Узнав поближе «Карлсона», вы, возможно, наконец-то поймете своего ребёнка или хотя бы приблизитесь к этому пониманию.
Синдром Карлсона – проблема социального характера. Прогноз определяется готовностью родителей стать более внимательными к проблемам ребенка. Исход благоприятный – фантазийная дружба сменяется реальной.
Профилактика основана на поддержании доверительных, доброжелательных семейных отношений, являющихся основой эмоционального комфорта ребенка. Развитие детского воображения необходимо поддерживать творческими занятиями – рисованием, моделированием, лепкой, играми. Важно помнить: выдуманный друг – помощник малыша. Нельзя ругать, наказывать за существующую дружбу. Ровное, спокойное отношение к фантазии без лишнего подыгрывания способствует постепенному самостоятельному исчезновению симптомов.
Материал подготовила Аносова Лариса Николаевна, педагог-психолог ОЦДиК
В статье использовались следующие источники: