Школьная дезадаптация
Адаптационные процессы в школе – одна из важных тем, которой посвящаются многие конференции, семинары и различные встречи педагогов, психологов. И если, когда речь идет об успешной адаптации (приспособление, привыкание) ребенка к школьному обучению, большинство родителей и педагогов знают какие моменты являются ключевыми: ребенок легко общается с одноклассниками и учителями, достаточно легко переносит новый режим и т.д.; то что касается вопроса школьной дезадаптации, когда привыкания не происходит, тогда на какие моменты стоит обратить внимание взрослым, чтобы преодолеть трудности и создать для ребенка комфортную среду для обучения, развития и воспитания?
Википедия дает такое определение понятию «школьная дезадаптация» - это специфически школьное нарушение процесса адаптации психогенной природы, снижающее субъективный и объективный статус ребёнка в школе, в семье и затрудняющее реализацию учебно-воспитательного процесса.
По мнению одного из исследователей школьной дездаптации Д.Стотта, существует несколько симптомокомплексов, в которых она проявляется.
- Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Такие школьники разговаривают с учителем только наедине, остро реагируют на замечания (чаще - плач), лгут из боязни, говорят невыразительно, не предлагают своей помощи, устраняются от активного участия в игре, не обращаются к учителю за помощью, имеют одного друга, выбирают "подчиненные" социальные роли. Наиболее ярко этот симптомокомплекс выражен у первоклассников в период адаптации к школе и в случаях перехода детей в новые классы, школу. Перечисленные выше особенности поведения ребенка в значительной степени влияют на успех его деятельности, требуя огромных затрат нервной энергии.
- Депрессия. В более легкой форме этот симптомокомплекс проявляется время от времени в разного рода перепадах активности, смене настроения. Сложнее обстоит дело, если ребенок нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения, часто и ярко сердится, испытывает крайнее раздражение, на долгие периоды времени становится вял, безынициативен, апатичен, невнимателен, вызывает жалость (угнетенный, несчастный вид).
- Уход в себя. Такие дети ни с кем не здороваются и не реагируют на приветствия, не проявляют дружелюбия, избегают разговоров, мечтают (часто вместо занятия учебной деятельностью), избегают людей, изолируются от сверстников, в общении беспокойны, сбиваются с темы разговора (ведут себя подобно "настороженному животному"). Таким образом, настоящий симптомокомплекс проявляется чаще в избегании контактов с людьми и самоустранении или защитной установке по отношению к общению и в неприятии доброжелательности, чувства любви.
- Тревожность по отношению к взрослым. В основе данного симптомокомплекса лежит беспокойство и неуверенность ребенка в том, интересуются ли им взрослые. Ребенок старается убедиться, "принимает" ли его учитель (активно здоровается, охотно выполняет поручения, докучает разговорами, подарками, демонстрирует дружелюбие, "подлизывается") или преувеличенно (иногда - истерично) добивается любви учителя (пытается "монополизировать" учителя, рассказывает вымышленные истории о себе, бурно реагирует в ситуациях невнимания к себе).
- Враждебность по отношению к взрослым. Встречается разная степень выраженности настоящего симптомокомплекса. Ребенок может проявлять разные формы неприятия взрослых, которые свидетельствуют о начале враждебности (переменчивость настроения, нетерпеливость в совместной деятельности, упрямство, обидчивость), или быть открыто враждебным с элементами асоциального поведения (вульгарный язык, рассказы, рисунки, порча общественной и личной собственности, негативная реакция на замечания, лживость, взгляд "исподлобья" или "дикий", агрессивность, воровство, непристойное поведение).
- Тревога по отношению к детям. Чаще всего эта тревога сопровождает поведение школьника, который борется за свой социальный статус. Временами она принимает форму открытой враждебности. Такие дети "играют героя", "рисуются", "прикидываются дурачком", навязывают другим свое общество, общаются исключительно со старшими детьми, шумно ведут себя, вызывающе одеваются, подражают хулиганским проделкам других.
- Недостаток социальной нормативности (асоциальность). В основе симптомокомплекса лежит неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Это могут быть: отсутствие старания понравиться взрослым, безразличие или отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними (не заинтересованы в учебе, безразличны в разговоре, никогда не просят о помощи), проявление определенной степени независимости (не заинтересованы в одобрении, избегают контактов с учителем, списывают домашние задания), восприятие взрослых как недружелюбных и как следствие этого отсутствие моральной щепетильности в поведении со взрослыми (ведут себя эгоистично, используют интриги, хитрость, непорядочность, не смотрят в глаза собеседника, проявляют скрытность).
- Враждебность к детям. Формы ее проявления: от ревнивого соперничества до открытой враждебности. Дети могут мешать другим в играх, подсмеиваться над ними, надоедать и приставать, прятать и уничтожать предметы, принадлежащие другим, драться несоответствующим образом (кусаться, царапаться).
- Неугомонность. Чаще всего этот симптомокомплекс проявляется у детей в нетерпеливости, неспособности к учебной деятельности, требующей усидчивости, концентрации внимания, размышлений; склонности к кратковременным и легким усилиям.
- Эмоциональное напряжение. Формы его проявления: от эмоциональной незрелости (играют слишком детскими для их возраста игрушками, инфантильны, общаются исключительно с младшими детьми) до страхов (боятся наказания, темноты, одиночества, "видят" страшные сны) и серьезных невротических проявлений (заикаются, говорят беспорядочно, часто моргают, бесцельно двигают руками, грызут ногти).
Организуя целенаправленную работу по устранению этих симптомокомплексов (проявлений), учитель может в значительной степени уменьшить число конкретных случаев школьной дезадаптации. Описанные выше симптомокомплексы позволяют своевременно заметить даже слабые признаки начинающейся школьной дезадаптации и своевременно организовать коррекционную работу.
Литература:
Саногенное мышление – путь к успешности ребенка/Т.Н. Васильева.-Калининград, 2005 г.
Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК Карпузовой Л.В.