arrow_back

Семейный бюджет и карманные деньги – начало финансовой грамотности

Формирование финансовой грамотности у ребенка начинается с раннего возраста: 2-3 года, когда ребенку объясняют, что не всякую покупку родитель может осуществить, как бы он не просил и не плакал. Важно объяснить ребенку, что деньги не растут на деревьях и что их нужно зарабатывать. Именно со слов родителя, что мама или папа сейчас не могут купить ребенку эту игрушку, потому что еще не получили денежку на работе, начинается финансовое просвещение малыша. Важная вещь, которую ребенок должен понимать, что деньги – это не только возможности, но и ограничения. Когда ребенок видит в деньгах только потребительскую возможность – формируется тип личности, который будет решать или пытаться решать все проблемы, в том числе и психологического характера, с помощью денег. Финансовые ограничения знакомят ребенка с самым главным хозяйственно-экономическим понятием каждой семьи – семейным бюджетом. 

  1. Доходы. Расскажите ребенку, что семья получает деньги на определенные нужды, например, на оплату жилья, питание, одежду, развлечения и т.д.
  2. Расходы. Попросите ребенка предложить, какие расходы могут быть у семьи. Например, аренда жилья, коммунальные услуги, продукты питания, одежда, образование, медицинские расходы, развлечения и т.д. Объясните, что если семья тратит больше денег, чем получает, то они могут оказаться в долгах и иметь проблемы с финансами.
  3. Накопления. Объясните, что каждый месяц семья должна планировать свои расходы и доходы, чтобы не оказаться в долгах и иметь возможность копить на будущее. Попросите ребенка придумать, как можно сэкономить деньги, например, покупать продукты на распродаже, экономить на электроэнергии, не покупать ненужные вещи и т.д. Объясните, что у каждой семьи свой бюджет и он может отличаться в зависимости от доходов и расходов.

Практически все психологи сошлись во мнении о том, что полноценного развития личности, начиная с 6-7 лет, родители должны давать детям карманные деньги, чтобы дети могли научиться управлять своими собственными сбережениями. Важно установить правила, сколько денег ребенок может тратить в день или в неделю, и следить за тем, чтобы он не тратил все деньги сразу.

Заведение копилки также поможет ребенку научиться экономить деньги. Родители могут договориться с ребенком о том, что он будет откладывать определенную сумму каждую неделю или месяц. Это поможет ребенку понять, что деньги можно использовать не только на мгновенное удовольствие, но и на более долгосрочные цели.

Платить за хорошую учебу деньгами можно, но важно не превращать это в награду за каждую хорошую оценку. Лучше договориться с ребенком о том, что он будет получать определенную сумму за полугодие или год, если он будет держать высокий уровень успеваемости. Есть очень осознанные и умеющие копить деньги дети, для таких ребят подходит помесячное денежное поощрение (вознаграждение) за успешную успеваемость и поведение. Это становится неким прототипом заработной платы у взрослого человека. 

Чтобы ребенок был финансово подкован, родители должны соблюдать несколько правил:

  1. Объяснять ребенку, что деньги нужно зарабатывать и экономить.
  2. Устанавливать правила траты денег и следить за их выполнением.
  3. Не давать ребенку слишком много денег, чтобы он не привык к избытку.
  4. Учить ребенка планировать свои расходы и откладывать деньги на будущее.
  5. Объяснять ребенку, что кредиты и займы нужно брать только в крайних случаях и что их нужно возвращать вовремя.
  6. Учить ребенка инвестировать деньги и показывать примеры успешных инвесторов.

Материал подготовила педагог-психолог ОЦДиК
Карпузова Людмила Викторовна