arrow_back

СДВГ – всего четыре буквы, а столько проблем… Давайте разберемся, что это такое и как помочь ребёнку, родителям и педагогам.

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, который является не болезнью, а нейробиологическим состоянием, связанным с нарушениями в работе отдельных структур и систем головного мозга. Проявляется поведенческими и психологическими отклонениями, которые возникают ещё в дошкольном возрасте.  Некоторые перерастают СДВГ, некоторые вырабатывают компенсаторные механизмы. Когда же стоит бить тревогу?

Обратите внимание, если Ваш ребенок:

  1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).
  2. Постоянно "теряет" вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.
  3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый уже через две минуты после «приведения в порядок»
  4. Может "не слышать" родителей или учителей, когда к нему обращаются.
  5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, сначала «пишет- потом думает», не доводит дело до конца.
  6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.
  7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. 
  8. На вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока или занятия, не подняв руку для ответа.
  9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.
  10. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Если Вашему чаду невролог уже поставил диагноз «СДВГ» или Вы понимаете, что это неизбежно, не стоит отчаиваться. Чем скорее Вы начнете работать, тем быстрее достигните результата. С чего начинаем?

Во-первых, необходимо наладить контакт с ребенком. Как правильно разговаривать?

Речь взрослых должна быть простой и ясной, особенно когда озвучивается просьба что-то выполнить. У детей с СДВГ могут быть сложности с восприятием. Инструкция должна быть чёткой и краткой! Например: «сходи на кухню, принеси мне кружку, а потом найди мою книгу» – это неправильное обращение. Ребёнок выполнит только половину просьбы. Задания необходимо разбивать.

Во-вторых, выполняйте следующие правила:

  1. Заведите четкий и понятный режим дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны! Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.
  2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.
  3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. 
  4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.
  5. Очень важно, чтобы все члены семьи придерживались единого стиля воспитания!!!

В-третьих, что нельзя делать при воспитании гиперактивных детей.

Родителям детей необходимо помнить, что ребёнок не виноваты в гиперактивности. Бесполезно их ругать и наказывать за это, игнорировать, устраивать бойкоты, унижать, применять грубую физическую силу. Негативные методы воспитания стирают самооценку и формируют чувство вины. Дети бессознательно начинают ругать себя, что они «неправильные» и не в состоянии угодить папе и маме. Часто родители повышают голос на ребёнка с СДВГ. Есть результат? Конечно же – нет! Повышать голос, кричать однозначно нельзя. Дети с СДВГ часто эмоционально лабильны, более восприимчивы и ранимые. Негативные реакции могут закрепиться и только усугубить текущее состояние.

Родители детей с СДВГ часто подвергаются критике, что они недостаточно занимаются детьми. К сожалению, большинство людей в силу своей некомпетентности списывают все проявления синдрома на педагогическую запущенность. Мамы и папы находятся в хроническом стрессе, и как следствие испытывают эмоциональное выгорание. Поэтому очень важно родителям не допускать эмоционального истощения и вовремя обратиться к специалистам (педагогам и медикам) за помощью. Специалисты (логопед, дефектолог и психолог) разъяснит особенности ребенка, это поможет лучше понимать его. Невролог подберет (если это необходимо) лекарственную терапию или направит на курс массажа. В совместной работе получится создать индивидуальный подход и помочь выстроить правильную стратегию в воспитании и обучении гиперактивного ребёнка.

Гиперактивный ребёнок и образовательная организация.

Нет повести печальнее на свете… Так можно перефразировать отношения педагога и гиперактивного ребенка. Ребенок с СДВГ требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не совсем подходят, т.к. у них нарушены в той или иной степени все компоненты внимания (объём, концентрация, распределение), а это непосредственно влияет на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь гиперактивному ребенку освоить школьную программу? 

  • Дайте ему в начале урока четко структурированный по времени план. Хорошо при этом использовать часы с сигналом, чтобы отделять одно задание от другого. Разбивайте задания на части.
  • По возможности поощряйте ученика, хвалите за хорошо выполненную работу.
  • Дайте возможность при необходимости обращаться к вам за помощью. Посадите его за первую парту, чтобы периодически контролировать и направлять деятельность в нужное русло.
  • Применяйте во время урока или занятия тактильные приёмы. Похлопывайте, поглаживайте ребенка, можно аккуратно положить руку на плечо. Это настраивает на работу и помогает не «зависать» на заданиях.
  • Устраивайте небольшие двигательные разминки в течение занятий.
  • Ответственность и дисциплина. Давайте мелкие поручения, которые он может выполнить, и общественную нагрузку, чтобы смог показать свою значимость. Отпускайте на переменку только после того, как рабочее пространство приведено в полный порядок.

Педагогам придётся быть в постоянном контакте с родителями. Учителя и воспитатели, работающие с такими непростыми ребятами, должны осознать тот факт, что ребенок и родители не виноваты в имеющихся особенностях. Поэтому стоит избегать нравоучительного тона. Необходимо относиться с пониманием и сопереживанием к таким детям и их родителям. Поверьте, выдержка и такт дадут положительные результаты!