arrow_back

Самооценка подростка

Самооценка — это представление человека о самом себе, о своих возможностях, способностях, отношениях с другими людьми. От самооценки зависит, как человек воспринимает себя, отношения с окружающими, поведение при различных жизненных ситуациях (ссоры, конфликты, победа в споре и т.д.).   

Выделяют завышенную, адекватную и заниженную самооценку.

Психология мимики и жестов выделяет те жесты, которые часто свидетельствуют, что у подростка заниженная самооценка. Во-первых, при разговоре нередко наблюдается закрывание рта ладонью (многие подростки стесняются собственной улыбки и не только по причине ее не идеальности). Также во время фотографирования молодые люди с заниженной самооценкой поджимают уголки рта, не показывают зубы. Заниженную самооценку характеризуют такие спонтанные проявления как: почесывание шеи, носа, щек, лба. Как правило, такие жесты появляются в подростковом возрасте, что является сигналом для родителей к действию. 
Заниженная самооценка в подростковом возрасте проявляется в виде раздражительности, напряженности, тревожности.  Причины возникновения такой самооценки связаны с оценкой окружающими вашего поведения. Особенно это влияние заметно в детстве, например, если ребенок за каждую провинность, выслушивал какой он плохой, неуклюжий.  Через какое-то время он действительно начинает себя считать таковым. Большинство ученых считают, что самооценка окончательно формируется лишь к концу подросткового возраста, хотя в этот период она неустойчива, ситуативная, подвержена влиянию извне.  

Заниженная самооценка у подростка проявляется в том, что он видит во всех своих действиях, суждениях что-то плохое, постоянно сравнивает себя с какими-то идеальными образами, у него возникают трудности с определением своих желаний, сложности с принятием комплиментов, похвалы, знаков внимания, неумением сказать «нет», общим психологическим состоянием «жертвы». Заниженная самооценка требует коррекции, как и другие проявления неуверенности. 

Второй полюс, куда может отклониться самооценка у подростка, это в сторону повышения, хотя это встречается намного реже.

Завышенная самооценка – это переоценка человеком своих возможностей. Основная опасность такой самооценки в завышенных ожиданиях от окружающего мира, что приведет к депрессии, в случае неспособности человека удовлетворить свои амбиции в реальном мире.

Признаки завышенной самооценки: человек считает себя выше и лучше всех; если кто-то «переплевывает» его, то человек считает себя обиженным; человек уверен в своей правоте, отрицает факт, что может быть мнение отличное от его собственного; не умеет прощать и просить прощения; часто употребляет местоимение «я»; боится ошибиться, проявляет высокомерие по отношению к сверстникам. Завышенная самооценка связана с особенностями воспитания и возможно внешней привлекательностью человека.

Как мы видим, завышенная или заниженная самооценка могут негативно влиять на поведение подростка, делая его несоответствующим той действительности, в которой он находится.  Поэтому самооценка должна быть адекватной (реалистичной).

Подросток в период своего взросления, пытается ответить на множество вопросов: Кто я? Что я могу? Чего я не могу? Как мне можно стать тем, кем бы я хотел стать? Естественно, при ответе на эти вопросы подросток, в первую очередь, опирается на мнения родителей или других значимых взрослых, с которыми у него близкие отношения. Поэтому родители могут помочь ребенку в формировании адекватной самооценки.

Адекватная самооценка помогает ребенку быть более спокойным, хорошо относиться к себе и к окружающим людям, подросток с такой самооценкой способен хорошо понимать свои возможности и ограничения.

Адекватная самооценка у ребенка формируется там, где есть уважительное отношение к мнению ребенка, конструктивная критика и признание того, что ребенок ценен сам по себе вне зависимости от каких-либо своих достижений и наград.

Уважительное отношение к ребенку и его мнению будет проявляться в уважении к решениям, потребностям, желаниям, целям вашего ребенка.

Важно видеть границы, которые выстраивает ребенок и эти границы не нарушать. Если родители бесцеремонно вмешиваются в жизнь ребенка, пренебрегают, нарушают его границы, это может повлиять на отношение ребенка с другими людьми и родителями. Для того чтобы этого не допустить, родители должны постараться соблюдать «границы» своего ребенка. Для этого нужно выделить для него отдельную комнату ну или хотя бы свой угол, где он сможет хранить свои вещи, будет иметь возможность отдохнуть, уединиться, почитать и т.д. Категорически нельзя трогать без разрешения личные вещи ребенка, рыться в карманах его рюкзака или куртки, читать личные записи. Бывает, что родители пытаются контролировать увлечения, дружеские отношения ребенка, стиль одежды.  В этом ребенок также должен иметь самостоятельность, даже если вам его друг или его увлечения не понятны, постарайтесь отнестись к этому с уважением. Ребенок будет вам очень благодарен за это. Единственное, когда необходимо вмешиваться в эти процессы, если вы понимаете, что они могут угрожать вашему ребенку.

Конструктивная критика с большим количеством позитивных подкреплений также является фактором, способствующим адекватной самооценке. Это не значит, что необходимо только хвалить ребенка, безусловно, критика должна быть и можно воспользоваться следующим алгоритмом для такой критики. Первоначально мы говорим, что случилось (Ты опоздал на встречу!), затем мы проговариваем свои чувства по отношению к этому событию (Меня это очень расстроило!), после этого указываем последствия этого поведения (Мы опоздали на концерт), и в конце нашей обратной связи мы говорим о том, как нужно делать (В следующий раз приходи вовремя).  В любой критике первоначально полезно сделать акцент на том, что у человека действительно получилось, отмечая его старание и стремление.

Каждый чувствовал, как неприятно, когда тебя недооценили, высмеяли, растоптали твое усилие на корню. Безусловно, все это приводит к негативным переживаниям и как следствие снижению самооценки. Еще одна любимая манипуляция родителей сравнить успехи своего ребенка с другим. Это не только не подталкивает ребенка к изменениям, но дает обратный эффект: ребенок вообще не хочет ничего менять, у него опускаются руки. Излишние требования к ребенку (несоизмеримые с его возрастом), также могут вызывать у ребенка негативные чувства, связанные с собственной несостоятельностью, разочарование собой, своими возможностями. Поэтому логичнее постепенно развивать ребенка, каждый день, давать ему возможность преодолевать препятствие, которое казалось на сегодняшний день невозможным. Если ставить перед ребенком задачи, которые он не сможет на сегодняшний день преодолеть, даже с помощью близкого, это приводит к тому, что ребенок совсем перестает что-то делать, чего-то достигать, не веря в свои силы, потому что планка слишком высока.

Конструктивная критика предполагает, чтобы ребенок получил соизмеримую для его уровня развития задачу. Если это не так, то и смысл в критике отпадает. 

Через постоянное взаимодействие между ребенком и обществом (родителями) происходит узнавание ребенком границ дозволенного. Чем более адекватным, конструктивным будет это взаимодействие, тем более адекватная самооценка сформируется у ребенка.

Использованные интернет-ресурсы:
www.b17.ru

Материал подготовила педагог-психолог ОЦДиК Карпузова Л.В.