arrow_back

С моим ребенком никто не дружит. Причины.

Дружба – базовая социальная потребность человека, которая наибольшую значимость приобретает в подростковом возрасте. Ребятам очень важно иметь друзей; именно в кругу тех, кто разделяет твои взгляды, понимает и разделяет твои увлечения, улавливает изменения в твоем настроении, человек ощущает то, что называют счастьем.

Друзья нередко для подростка становятся даже наиболее важной социальной группой, чем семья, когда в семье нет понимания, принятия и поддержки друг другу.

Вот когда ребенок достигает того момента, когда наличие друзей становится необходимым, а друзей нет, родители часто обращаются к психологам за помощью. Главный посыл обычно такой: «мой сын (дочь) очень стеснительный, не умеет общаться, поэтому нет друзей». На самом деле, некоторая скованность, интровертированность и зажатость – это не единственные барьеры к установлению дружеских отношений. И даже часто такие черты характера и темперамента вовсе не мешают тому, чтобы друзья появились, если они проявляются умеренно.

Рассмотрим наиболее вероятные причины отсутствия друзей у детей:

  • Повышенная агрессивность и конфликтность. Ребенок склонен к яростным перепалкам со сверстниками, все проявления в свой адрес воспринимает как критику, не переносит детских «подколов» и насмешек. Чувство юмора и сарказм сам проявляет, но в свою сторону не выносит, проявляя агрессию: словесную в старшем школьном возрасте, физическую – в дошкольном и младшем школьном возрастах.
  • Визуальные факторы. Подростки сильно ориентированы на внешние проявления благополучия и статуса семьи, популярности, востребованности у сверстников и с этими проявлениями ребенку из малообеспеченной семьи, которая не может себе позволить какие-то товары, понятное дело ничего не поделать, тогда завоевывать расположение сверстников приходится с помощью коммуникативных навыков, открытости, ума и прочее. В эти же внешние факторы принятия со стороны окружения входит и внешний вид подростка. Ребята, у которых неопрятный внешний вид, которые не соблюдают личную гигиену, как правило, не имеют друзей.
  • Гиперактивность. Высокая подвижность и активность ребенка мешает его общению и установлению долгосрочных контактов с другими. Гиперактивные ребята склонны быстро менять один вид деятельности на другой, неугомонны, излишне разговорчивы, что мешает окружающим, и если взрослые терпимо относятся к таким психологическим проявлениям, то сверстники не всегда готовы дружить с таким «ураганом».
  • Высокий интеллект. Здесь речь идет именно об одаренных в учебе детях, обладающих незаурядными способностями. Как правило, высокая потребность в получении новых знаний у одаренных детей преобладает над желанием простого неформального общения, когда школьники общаются на личные темы. Взрослея, сверходаренные люди, часто остаются одинокими, не заводят семьи, не имеют близких дружеских отношений, даже коллеги сторонятся их.
  • Негативные проявления характера. Жадность и ябедничество, желание всех поучать и высокомерие, и др. черты характера часто становятся преградами на пути к дружеским отношениям.
  • Родительский пассивный пример. Родители, которые сами по своей натуре не самые общительные люди, у которых весьма ограниченный круг общения, транслируя в качестве примера своим детям такой стиль поведения, имеют детей похожих на них самих.

Разобравшись с причинами того, почему у ребенка нет друзей, можно составить конкретный план действий, который поможет исправить ситуацию.

Статью подготовила педагог-психолог ОЦДиК Карпузова Л.В.