arrow_back

Родитель и учитель: как понять друг друга и помочь ребенку

Выражение «искусство общения» не случайно — оно означает творчество, собственный анализ, собственный выбор, собственный подход к каждой ситуации. 

Школа — всегда срез жизни общества, и нет ничего удивительного в том, что отношения учителя и родителей, родителей и учителя не отличаются доброжелательностью и участием. И все же, что и учитель, и родитель понимают необходимость и пользу (хотя бы для себя) спокойных, доброжелательных (хотя бы внешне) отношений. Любые отношения, любое взаимодействие людей можно и нужно «выстраивать».

10 основных принципов эффективного общения,

которые помогут выстроить взаимодействие учителя с родителями и родителей с учителями:

• Принцип 1. Уметь настроиться на эффективное общение.

• Принцип 2. Уметь говорить.

• Принцип 3. Уметь слушать и слышать.

• Принцип 4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.

• Принцип 5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.

• Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.

• Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.

• Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».

• Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.

• Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарить. 


20 советов по эффективному взаимодействию 

1. Перестаньте нервничать, и тогда все: и голос, и темп речи, и жесты, и поза — будет естественным, найдутся все нужные слова, ваш визуальный контакт будет необходим, а ответная реакция собеседника станет позитивной. Страх сказать «не то» создает скованность, нарушающую общение.

2. Поддерживайте в себе интерес и уважение к собеседнику, к общению с ним, его мнению, его аргументам, его позиции. Ваш интерес и уважение создает невидимую и неуловимую ауру, заставляющую слушать и слышать вас.

3. Не бойтесь говорить о себе, приводить в качестве примера истории своей жизни, высказывать свою личную точку зрения, говорить о своих чувствах. Это рождает доверие.

4. Не скрывайте свои истинные чувства под маской вежливости или показного равнодушия, но и не давайте чувствам заглушать голос разума.

5. Не бойтесь пошутить: иногда шутка, юмористический взгляд на ситуацию создают разрядку, позволяющую решить самую серьезную проблему.

6. Не используйте специальные термины, профессиональную лексику и сложные обороты речи, они не придают значимости ни вам, ни вашим словам, не помогают произвести впечатление. Любое непонятное слово разрушает восприятие и взаимодействие.

7. Старайтесь избегать слов, засоряющих речь, они также затрудняют восприятие («типа...», «видишь ли...», «в общем и целом...», «честно говоря» и т. п.).

8. Не используйте снисходительно-ласкательные обращения («дорогуша», «милочка», «лапочка», «душенька», «дорогая моя») и ласкательно-уменьшительные варианты имени и отчества («Мариночка Васильевна», «Розочка Ивановна», «Алисочка Петровна»), это звучит льстиво и нелепо.

9. Начинайте любой разговор с приветливой улыбки, говорите спокойно и уверенно, не торопитесь сказать все сразу, сделайте паузу, если видите, что ваш собеседник хочет что-то сказать.

 10. Никогда не начинайте свою фразу со слова «нет». Даже если у вас весомые, убедительные аргументы, которые вы готовы представить собеседнику, не торопитесь сказать «нет».

11. Показывайте собеседнику, что вы внимательно слушаете его, вам интересно, кивните головой, покажите взглядом, поддержите репликой («Да, да, это очень интересно», «Это важно», «Хорошо», «Понятно» и т. п.).

12. Поддерживайте визуальный контакт, но при этом не «сверлите» собеседника взглядом и не смотрите «сквозь него», время от времени изменяйте направление взгляда, давая «передышку» собеседнику.

13. Не говорите слишком громко и напористо, это не помогает убедить собеседника, а, наоборот, настораживает его.

14. Контролируйте невербальные знаки, которые вы подаете собеседнику, старайтесь сохранять доброжелательность и уважение в самых критических ситуациях. 

 15. В стрессовой ситуации, прежде чем «убить» собеседника словом и взглядом, отвернитесь к окну, вспомните о чем-то приятном, сосчитайте до десяти и попробуйте про себя улыбнуться. Вам станет легче.
16. Не настаивайте на своем, если убеждены, что это не поможет. Оставьте собеседнику право на его собственную ошибку.
17. Не упорствуйте в своих ошибках, лучше признать их, чем совершить новые и завести общение в тупик.
18. Помните, что причина любых конфликтов — неумение или нежелание обсудить разногласия.
 19. Твердо говорите «нет» в ситуациях, когда вас оскорбляют, унижают, пытаются «сломать», но делайте это спокойно и корректно.

20. Не забывайте показывать свое расположение прият ному собеседнику, благодарить его за общение, подчеркивая значимость этого общения для вас.