Рекомендации родителям ребенка с ОВЗ
Родители ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) проходят непростой путь, который обычно начинается с отрицания существующих проблем у малыша. Затем, когда родители начинают сталкиваться с трудностями в детском саду, а потом и в начальной школе, приходит отчаяние, негодование и непонимание «куда бежать и что делать»? Многие чувствуют беспомощность, одиночество, злость, ругают себя, ищут все возможные способы и пробуют любые чудодейственные средства, только чтобы ребенок был здоров и развивался. Ситуация может усугубляться еще и уходом из семьи одного из родителей, что еще больше может травмировать ребенка.
Что же родитель в состоянии сделать в сложившейся ситуации?
Первое, что нужно сделать родителю – обратиться к психологу. Психолог поможет осознать страхи (которые в большинстве случаев оказываются надуманными), подскажет как правильно действовать, чтобы разделить часть своей нагрузки, окажет моральную поддержку.
Следует помнить, что диагноз, который поставили ребенку, это не приговор. Если грамотно оказать помощь, малыш может стать полноценным членом общества. Да, возможно, он не сможет стать инженером или врачом, но овладеть любой доступной специальностью вполне может. Это может быть и работа на дому – сегодня много людей работают в он-лайн режиме, даже не выходя из дома.
Примите вашего ребёнка таким, какой он есть со всеми его плюсами и минусами. Безусловно сказать это гораздо легче, чем сделать. Однако попытаться стоит. Попробуйте не жалеть его, а встать на его место, понять его видение и восприятие мира, его чувства А дальше - взаимодействуйте с ним, исходя из того, что вам удалось прочувствовать.
Понаблюдайте за вашим ребёнком и постарайтесь обнаружить у него задатки и скрытые таланты. Развивая эти стороны его личности, вы закладываете прочный фундамент для его дальнейшей социальной адаптации, самореализации и востребованности.
Помните, что ребёнок будет развиваться только при взаимодействии с другими людьми. Не стоит его изолировать от общества, оставляя дома наедине с компьютером или телефоном. Наоборот, больше гуляйте, дарите ему радостные эмоции. Можно завести животное (учёными давно доказано, что общение с животными благотворно влияет на психику человека; снимает напряжение, поднимает настроение, способствует развитию коммуникативных навыков).
Не отказывайтесь от посещения детского сада и школы. Изолировав ребенка от вероятных сложностей, взвалив всю ответственность на себя, вы вряд ли добьетесь положительных результатов в его развитии. Наоборот, регулярные и систематические занятия с узкими специалистами (психологом, логопедом дефектологом), грамотно выстроенный воспитательный процесс окажут значительный вклад в компенсацию интеллектуального, эмоционального и поведенческого развития ребёнка.
Ознакомьтесь с правами вашего ребёнка, которые прописаны в законе «Об образовании в РФ», во ФГОСах для детей с ОВЗ. Правовая грамотность позволит вам быть защищенным в вопросах развития и воспитания ребенка, поможет избежать дезинформации со стороны вашей образовательной организации.
Отнеситесь к вашей ситуации не как к какому-то наказанию, а как к ресурсу. Посмотрите на позитивные стороны. Возможно, смысл вашей жизни и заключался в том, чтобы помочь такому ребёнку стать полноправным членом общества и дать пример другим родителям с такой же проблемой. Вдруг это ваше призвание?! В истории есть немало случаев, когда великие достижения и открытия были сделаны на фоне душевной или физической травмы. В качестве примера можно привести Альберта Эйнштейна, которого в детстве учителя считали умственно отсталым. И посмотрите, каких успехов он добился!
Общайтесь с родителями, которые столкнулись с аналогичными трудностями. Поддержка людей, находящихся непосредственно в теме – это огромный ресурс, который поможет справится с тревогой и страхами. К тому же, вы можете обмениваться опытом друг с другом, создавать сообщества, оказывающие помощь, а это немаловажно для развития как родителей, так и детей.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович