Рекомендации родителям по формированию у детей положительного поведения
Каждый родитель стремится выработать у своего ребенка правильное, положительное поведение. И нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка формируются оценка себя и других. Однако, бывает так, что за стремлением воспитать ребенка может скрываться неосознанное желание сделать его удобным, подчинить своим взглядам, своей воле, тем самым сломив его. Поэтому важно обращать внимание на эмоциональную сферу ребенка при воспитании, и формировать в нем самостоятельную свободную личность с чувством собственной уникальности.
Кроме того, немаловажно помнить, что понятия «воспитание» и «обучение» не равнозначны друг другу.
Воспитание — это целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности ребенка по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Некоторые родители полагают, что главное для ребенка это обучение, лишая его тем самым радости детства, формирования навыка игры и общения со сверстниками. Часто это выражается в тенденции отдавать ребенка в секции и кружки раннего развития или перевода на индивидуальное обучение, лишая возможности общения со сверстниками в школе.
Как же родители могут помочь детям сформировать «правильное» поведение, не причинив вреда?
Вот несколько рекомендаций:
1. Устраивайте семейные «посиделки», например, за столом, при просмотре ТВ, фильмов, и т.п., используя совместное обсуждение достижений членов семьи (в том числе, и ребенка, но не делая акцент только на ребенке), а также проблем семьи (только тех, которые доступны понимаю ребенка).
2. Обсуждайте с ребенком сложности, возникающие в его жизни, способствуя развитию навыков мышления и принятия ответственности за свои поступки и решения.
3. Обозначайте границы дозволенного в поведении (как в детском, так и в своем), давая ребенку право выбора между приемлемыми вариантами поведения (здесь будет показательно стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»).
4. Выражайте свою любовь к ребенку без всяких условий, указывая на «неправильное» поведение, а не на личность (например, вместо «Я не люблю тебя, потому что ты плохо учишься», скажите: «Ты многое знаешь, но, когда не учишь уроки, получаешь плохой результат»).
5. Поддерживайте физический контакт с ребенком, обнимайте и целуйте его.
6. Определите вместе с ребенком его круг обязанностей в семье и требуйте его выполнения (например, мыть посуду, выносить мусор, гулять с собакой и т.п.).
7. Поддерживайте морально ребенка при принятии им важных самостоятельных решений.
8. Проявляйте готовность помочь ребенку, уделить ему внимание, в случае необходимости.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК Погодин Валерий Викторович