Ребенок с ОВЗ не умеет делиться, часто устраивает истерики. Что делать?
Нередко родители детей с ОВЗ обращаются с жалобами на поведение ребенка, что он не умеет делиться, часто устраивает истерики и вдобавок может отбирать вещи у других ребят (игрушки, еду и т.п.). Как следствие, таких детей не любят в групповой среде. Что же делать в такой ситуации?
Подобная тема актуальна практически для всех ребят, имеющих особенности в развитии. Давайте разберемся, как же появляется подобное поведение.
Все мы родом из детства, а в детском возрасте прекрасно закрепляется навык на уровне нейронных связей головного мозга по принципу: раздражитель – ответная реакция (это актуально и для всех других психических реакций, которые мы проявляем уже во взрослом возрасте).
Процесс того, как ребёнок получает желаемое, что при этом он делает и делает его значимый взрослый (родитель), как раз и закрепляет поведение ребенка. То есть схема формирования рефлекторной дуги выглядит следующим образом: ребёнок не получает желаемое (это раздражитель), реакцией на раздражитель является истерика, родитель какое-то время терпит, но не в силах сдерживаться уступает, и ребенок получает желаемое (или не получает и отбирает у другого), как итог у ребенка закрепляется неправильная реакция поведения (он не умеет просить, делиться, устраивает истерики, отбирает чужие вещи).
Каких правил необходимо придерживаться, чтобы научить ребенка адекватно себя вести в такой ситуации:
- Самая главная ошибка родителей – это заблуждение, что ребёнок не понимает или недопонимает, когда с ним обсуждают «неправильное» поведение в виду каких-либо особенностей его развития. Обязательно говорите с ребёнком и проговаривайте с ним, то, как он реагирует на ту или иную ситуацию, как следует поступить, даже если у ребёнка имеются трудности речевого развития, и он не может дать вам полноценный ответ.
- Необходимо научить ребёнка правильной реакции поведения. Для этого он должен научиться коммуницировать, спрашивать, можно или нельзя взять ту или иную вещь, пойти или не пойти куда-то. Коррекция поведения будет происходить только через постоянную отработку правильной реакции поведения. А значит важно, постоянно закреплять этот момент в домашних условиях, на элементарном бытовом уровне.
- Ни в коем случае не допускайте поощрения отрицательной поведенческой реакции. Дети прирожденные манипуляторы, не зависимо от особенностей своего развития. У них прекрасно развита интуиция, даже если западают другие психические процессы. Поэтому они так легко могут почувствовать, в чем ваша слабость и сыграть на ней. Не бойтесь истерик. Помните, что это всего лишь неправильная поведенческая реакция, закрепленная в нейронных связях, которая поддаётся коррекции.
- Конечно же коррекция поведенческой реакции и её длительность, может быть отягощена особенностями развития и в этом случае это может быть более длительный процесс. Осознайте для себя этот момент и не торопите события. Отрабатывайте раз за разом умение просить, но не заостряйте только на этом свое внимание в общение с ребёнком. Чем легче вы будете это делать, тем быстрее закрепится правильный навык.
Таким образом, соблюдая вышеизложенные правила, вы будете способствовать формированию у ребёнка умения адекватно получать желаемое.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович