arrow_back

Ребенок с ОВЗ не умеет делиться, часто устраивает истерики. Что делать?

Нередко родители детей с ОВЗ обращаются с жалобами на поведение ребенка, что он не умеет делиться, часто устраивает истерики и вдобавок может отбирать вещи у других ребят (игрушки, еду и т.п.). Как следствие, таких детей не любят в групповой среде. Что же делать в такой ситуации?

Подобная тема актуальна практически для всех ребят, имеющих особенности в развитии. Давайте разберемся, как же появляется подобное поведение.

Все мы родом из детства, а в детском возрасте прекрасно закрепляется навык на уровне нейронных связей головного мозга по принципу: раздражитель – ответная реакция (это актуально и для всех других психических реакций, которые мы проявляем уже во взрослом возрасте).

Процесс того, как ребёнок получает желаемое, что при этом он делает и делает его значимый взрослый (родитель), как раз и закрепляет поведение ребенка. То есть схема формирования рефлекторной дуги выглядит следующим образом: ребёнок не получает желаемое (это раздражитель), реакцией на раздражитель является истерика, родитель какое-то время терпит, но не в силах сдерживаться уступает, и ребенок получает желаемое (или не получает и отбирает у другого), как итог у ребенка закрепляется неправильная реакция поведения (он не умеет просить, делиться, устраивает истерики, отбирает чужие вещи).

Каких правил необходимо придерживаться, чтобы научить ребенка адекватно себя вести в такой ситуации:

  1. Самая главная ошибка родителей – это заблуждение, что ребёнок не понимает или недопонимает, когда с ним обсуждают «неправильное» поведение в виду каких-либо особенностей его развития. Обязательно говорите с ребёнком и проговаривайте с ним, то, как он реагирует на ту или иную ситуацию, как следует поступить, даже если у ребёнка имеются трудности речевого развития, и он не может дать вам полноценный ответ.
  2. Необходимо научить ребёнка правильной реакции поведения. Для этого он должен научиться коммуницировать, спрашивать, можно или нельзя взять ту или иную вещь, пойти или не пойти куда-то. Коррекция поведения будет происходить только через постоянную отработку правильной реакции поведения. А значит важно, постоянно закреплять этот момент в домашних условиях, на элементарном бытовом уровне.
  3. Ни в коем случае не допускайте поощрения отрицательной поведенческой реакции. Дети прирожденные манипуляторы, не зависимо от особенностей своего развития. У них прекрасно развита интуиция, даже если западают другие психические процессы. Поэтому они так легко могут почувствовать, в чем ваша слабость и сыграть на ней. Не бойтесь истерик. Помните, что это всего лишь неправильная поведенческая реакция, закрепленная в нейронных связях, которая поддаётся коррекции.
  4. Конечно же коррекция поведенческой реакции и её длительность, может быть отягощена особенностями развития и в этом случае это может быть более длительный процесс. Осознайте для себя этот момент и не торопите события. Отрабатывайте раз за разом умение просить, но не заостряйте только на этом свое внимание в общение с ребёнком. Чем легче вы будете это делать, тем быстрее закрепится правильный навык.

Таким образом, соблюдая вышеизложенные правила, вы будете способствовать формированию у ребёнка умения адекватно получать желаемое.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович