Ребенок пишет буквы зеркально
Многие родители часто интересуются: «Почему ребенок пишет буквы зеркально?». Хочется отметить, что ответ на данный вопрос зависит от возраста ребенка. Для дошколят, пока не поступивших в первый класс, такое написание ещё допустимо, а вот для школьников уже нет.
Процесс становления письменной речи – это наисложнейший процесс, в котором задействованы не только отделы коры головного мозга, но и взаимодействуют различные системы: зрительная, слуховая, двигательная, речедвигательная. Соответственно, если ребенок еще дошкольник, знакомящийся с образом букв, то компоненты, участвующие в процессе становления письменной речи, находятся в процессе формирования и требовать безукоризненного написания от него попросту рано. Совсем по-другому обстоит ситуация со школьниками. Если у школьника, овладевшего письмом, регулярно появляются зеркально написанные буквы, то родителям не стоит откладывать дело «в долгий ящик», а обратиться за консультацией к учителю-логопеду для выявления причин такого письма. Не забывайте, в русском алфавите 33 буквы и больше половины из них могут быть изображены зеркальным образом!
Некоторые причины зеркального письма:
1. Не в полном объёме сформировано зрительно-пространственное восприятие и представление (осведомленность ребенка о форме и величине предметов, их расположении в пространстве относительно друг друга;
2. Не в полном объёме сформирован зрительный анализ (синтез);
3. Не в полном объёме сформирован буквенный гнозис.
Способы профилактики зеркальности:
1. Безошибочная ориентация в пространстве. Научить ребенка называть левую и правую руку, показывать местоположение предметов слева и справа относительно игрушки или себя.
2. Постоянное наличие в поле зрения правильно изображенного образа буквы (плакат, картинка, рисунок буквы и т.д.).
3. Написание детьми букв через трафареты или по пунктиру, точкам, бледному контуру в прописях-обводилках, выкладывание из подручных материалов (счетные палочки, кубики и т.д.).
4. Обведение буквы с проговариванием.
5. Сравнение схожих букв между собой и выделение значимых отличий.
6. Угадывание букв на ощупь.
7. Написание букв под диктовку.
Если Вы заметили, что у дошкольника появляются зеркально написанные буквы, то не оставляйте ситуацию без внимания, с таким явлением стоит работать сразу, не дожидаясь «стойкого» эффекта.
Материал подготовлен учителем-логопедом ОЦДиК Почтарь Л.С.